Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в иске о признании жилых помещений непригодными для проживания и сносе дома
Документ от 29.11.2011, опубликован на сайте 22.12.2011 под номером 29581, 2-я гражданская, о признании жилого помещения непригодным для проживания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

 

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                  Дело-33-4210/2011 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                       29 ноября 2011 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В., Смышляевой О.В.,

при секретаре Ганеевой И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лазаревой Н*** Н*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04 октября 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Лазаревой Н*** Н***  к мэрии города Ульяновска о признании жилых помещений непригодными  для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу, признании незаконным  заключения межведомственной комиссии – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Лазаревой Н.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лазарева Н.Н. обратилась  в суд с исковым заявлением к мэрии города Ульяновска о признании жилых помещений  непригодными для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу, признании незаконным заключения межведомственной комиссии. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры №*** в многоквартирном жилом доме по адресу: г. У***, ул. К***, д. ***. По техническим характеристикам многоквартирный дом по адресу: ул. К***, д. ***, 1917 года постройки, представляет собой двухэтажное деревянное здание с придомовыми постройками, пришедшее в негодность из-за физического износа. В доме отсутствуют водоснабжение, канализация, центральное отопление. В квартирах предусмотрено печное отопление,  при этом, чистка дымоходов управляющей компанией не производится. Ширина и уклон лестничных маршей, ступеней разной величины, узкие входные двери не смогут обеспечить эвакуацию жильцов в случае возникновения пожара, а также не обеспечивают удобство и безопасность передвижения. Кухни жилых помещений второго этажа расположены над жилыми комнатами первого этажа, полы и окна в жилых помещениях квартир № ***, *** первого этажа жилого дома находятся ниже уровня земли.  Несущие конструкции дома перекошены, фундамент дома подмыт и деформирован, балки перекрытий в квартирах провисли, что может повлечь его обрушение. Жильцы дома по ул. К***, *** неоднократно обращались в мэрию города Ульяновска и Комитет ЖКХ мэрии города Ульяновска с заявлениями о признании дома непригодным для проживания, подлежащим сносу, а жильцов расселению. За счет жильцов дома  было заказано техническое  заключение в УОГУП «Бюро технической инвентаризации», согласно которому имеются все основания для признания  дома аварийным  и подлежащим сносу. Однако решением межведомственной комиссии  от  23.03.2011 года отказано  в признании дома аварийным и подлежащим сносу. Комиссия пришла к выводу, что необходимо и возможно провести капитальный ремонт дома за счет собственников  жилых помещений. С данным решением она не согласна. Тот факт, что дом находится в непригодном  для  проживания состоянии,   существенно нарушает ее права, создает угрозу  для  жизни проживающих в  доме лиц. Просила признать жилые помещения в многоквартирном жилом доме № *** по ул. К*** непригодными для проживания, многоквартирный дом подлежащим сносу, а жильцов расселению; признать выводы межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения необоснованными и незаконными.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Комитет ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска, Комитет по Ульяновской области по культурному наследию, УОГУП БТИ.

Рассмотрев заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Лазарева Н.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что судом при вынесении решения неверно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение  для дела, нарушены нормы процессуального права. Судьей не было вынесено и направлено ей определение о подготовке дела к судебному разбирательству, не были допрошены свидетели, приглашенные в суд для дачи пояснений, которые могли опровергнуть выводы ответчика о проведении исследований жилого дома; судом не проведена историко-культурная экспертиза.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрении кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Судом установлено, что истица проживает в многоквартирном жилом доме по ул. К***, *** в г. У***, является собственником квартиры №*** в указанном доме. Часть квартир жилого дома по ул. К***, *** находится в собственности граждан, а часть – в муниципальной собственности.

Жильцы, проживающие в многоквартирном жилом доме по ул. К***, *** г. У***, обратились в мэрию города Ульяновска по вопросу проведения обследования жилого дома № *** по ул. К*** в г. У*** на предмет признания его аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, представив документы, указывающие на неудовлетворительные условия проживания, в том числе: копии правоустанавливающих документов, технический паспорт на жилой дом № *** по ул. К*** в г. У***,   заключение  УОГУП БТИ о техническом состоянии конструктивных элементов жилого дома и выписку-описание конструктивных элементов здания из технического паспорта объекта. 

Межведомственная комиссия, исследовав представленные заявителями документы, после проведения дополнительного обследования жилого дома приняла решение от 23.03.2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома по ул. К***, *** в соответствие с требованиями, изложенными в Положении о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, и после завершения продолжить процедуру оценки (заключение № 18 от 23.03.2011года).

Согласно акту обследования помещения от 23.03.2011 года № ***!8!% несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном, непригодном для эксплуатации состоянии. Несущая способность конструкций исчерпана, имеется опасность обрушения. Жилой дом №*** по ул. К*** является объектом исторической застройки и располагается в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального и муниципального значения (письмо Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 01.03.2011 года № 275). Запрещается без предварительного проведения историко-культурной экспертизы: снос исторических зданий и их частей; использование отдельных строительных конструкций.

Порядок признания многоквартирного дома непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

В соответствии с п. 7 данного Положения признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, созданной для этих целей.  Признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции имеет заявительных характер.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;  о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Судом первой инстанции установлено, что здание по ул. К***, *** в г. У*** является объектом исторической застройки и располагается в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения.

Согласно п.4.1. Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П  от 02.07.2009 года запрещается без предварительного проведения историко-культурной экспертизы снос исторических зданий и их частей.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 года за № 569 «Об утверждении  положения о государственной историко-культурной экспертизе» установлено, что историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку собранным в деле доказательствам, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Межведомственная комиссия при рассмотрении заявления жильцов дома №*** по ул. К*** действовала в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

При отсутствии заключения историко-культурной экспертизы в отношении дома по ул. К***, ***, заключение межведомственной комиссии №*** от 23.03.2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта является обоснованным и оснований для переоценки выводов, изложенных в данном заключении, у суда не имелось.

Кроме того, из представленных в материалах дела сведений усматривается, что жилой дом по ул. К***, *** включен в списки ветхих домов и в целевую программу по переселению граждан г. У*** из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Доводы кассационной жалобы Лазаревой Н.Н. не могут повлечь отмену по существу верного решения суда.

Ссылка Лазаревой Н.Н. на то, что судом не были опрошены в судебном заседании приглашенные ею свидетели, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку свидетельские показания не имеют существенного значения для разрешения заявленных истицей требований.

Ссылка истицы на то, что ей судом не было направлено определение о подготовке дела к судебному разбирательству, является несостоятельной, так как противоречит имеющимся в деле документам.

В силу изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лазаревой Н*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: