Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Запрет осуществления деятельности по размещению отходов
Документ от 13.09.2011, опубликован на сайте 04.10.2011 под номером 28228, 2-я гражданская, о запрете деятельности по размещению и утилизации отходов на земельном участке, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                  У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Миллер О.В.                                                                        Дело № 33- 3248/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        13 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Колобковой О.Б.,

судей   Аладина П.К., Гурьяновой О.В., 

при секретаре   Власовой М.В. 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО «Симбирский взлет - НЕВ» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 08 августа 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах  неопределенного круга лиц к  обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ»   удовлетворить.

 

Запретить   обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» осуществлять деятельность  по размещению и утилизации (захоронению) отходов на земельном участке площадью 20 577,3 кв.м с кадастровым номером *** из земель населенных пунктов, расположенном в городе Ульяновске, З*** район, *** метров юго-восточнее очистных сооружений.

 

Заслушав доклад председательствующего Колобковой О.Б., заслушав объяснения представителей ответчика Сайфетдинову Г.Ю., Зобова П.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Балашову Н.Н., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» о запрете осуществлять деятельность по размещению и утилизации (захоронению) отходов.

 

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Симбирский взлет – НЕВ» законодательства при реализации услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и эксплуатации для указанных целей объекта «Полигон ТБО г.Ульяновск, пос.К***, З*** район», расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, в г.Ульяновске Заволжский район, *** метров юго-восточнее  очистных сооружений. В ходе проверки было установлено, что заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 03.04.2006 года по результатам рассмотрения представленных материалов был рекомендован к реализации рабочий проект «Полигон ТБО г.Ульяновск, пос.К***, З*** район». 08.02.2007 года ответчику была выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является «Полигон ТБО г.Ульяновск, пос.К***, З*** район». 03.12.2008 года между Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и ООО «Симбирский взлет – НЕВ» заключен договор аренды указанного земельного участка, целью которого является завершение строительства первой очереди линии по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению. Справкой от 07.04.2011 года начальника отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора Ульяновской области по результатам проверки деятельности ООО «Симбирский взлет - НЕВ» подтверждается факт отступления от проектной документации. Рабочим проектом полигона предусмотрены нагорные канавы, колодцы для сбора фильтрата, наблюдательные скважины, благоустройство хозяйственной зоны полигона. Перечисленные виды сооружений на месте нахождения полигона отсутствуют. Земельный участок не использовался и не используется ответчиком для целей, указанных в договоре аренды земельного участка, а используется для рекультивации отработанного карьера. При этом на объекте утилизируются отходы 4 и 5 классов опасности, в том числе не являющиеся строительным мусором. Кроме того, установлено наличие грубых нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «а» п.4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524. В описи документов, прилагаемых к заявлению ответчика о выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов от 29.01.2007 года указано на наличие копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на недостроенный полигон ТБО, в то время как фактически приложено только свидетельство, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 16.12.2006 года, о регистрации права на незавершенное строительством здание КПП полигона по переработке и захоронению твердых бытовых отходов. Ответчиком не представлено заключение экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации. В описи указывается только экспертное заключение Государственной экологической экспертизы, выданное по рабочему проекту «Полигон ТБО г.Ульяновск, пос.К***, З*** район», однако отсутствуют материалы, представленные для обоснования лицензии. До настоящего времени объект «Полигон ТБО г.Ульяновск, пос.К***, З*** район» не введен в эксплуатацию, указанные выше нарушения не устранены, объект исключен из списка объектов, рекомендованных к включению в электронный государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Полагают, что деятельность по размещению и утилизации (захоронению) отходов на указанном земельном участке может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния на землях, прилегающих к месту захоронения отходов, нарушение прав граждан, проживающих на территории района на благоприятную окружающую среду. В связи с этим прокурор просил запретить ООО «Симбирский взлет – НЕВ» осуществлять деятельность  по размещению и утилизации (захоронению) отходов на земельном участке площадью 20 577,3 кв.м с кадастровым номером *** из земель населенных пунктов, расположенный в городе Ульяновске, З*** район, *** метров юго-восточнее очистных сооружений.

 

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведённое выше решение.

 

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что в ходе рассмотрения дела не добыто доказательств ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния на землях, прилегающих к месту осуществления деятельности ООО «Симбирский взлет - НЕВ», нарушения прав граждан и причинения вреда окружающей среде. Судом не дана оценка представленным ответчиком доказательствам о соответствии деятельности санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам и неправильно истолкован фактический род деятельности ответчика, которым является рекультивация, а не размещение и утилизация.  Не принято во внимание и то обстоятельство, что проведение строительных работ на территории полигона ТБО, находящегося в ведении ответчика, невозможно из-за размещения на указанной территории кургана, выходящего за пределы соседнего полигона ТБО ООО «Полигон», что препятствует проведению строительных работ. Полагает, что письмо Роспотребнадзора по Ульяновской от 25.07.2011 года не может быть принято в качестве допустимого доказательства, т.к. об этом письме ответчику стало известно только в судебном заседании.

 

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с распоряжением и.о. министра государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 1817-р от 21.11.2008 года ООО «Симбирский взлет – НЕВ» предоставлен в аренду до 08.02.2012 земельный участок площадью 20 577,3 кв.м с кадастровым номером *** из земель населенных пунктов, расположенный в г.Ульяновске, в З*** районе, *** метров юго-восточнее очистных сооружений для завершения строительства  первой очереди линии по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению.

 

03.12.2008 года на основании указанного распоряжения Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с ООО «Симбирский взлет – НЕВ» был заключен договор аренды земельного участка сроком до 08.02.2012 года.

 

08 февраля 2007 года ООО «Симбирский взлет – НЕВ» была получена лицензия № *** на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (захоронению на полигоне ТБО) опасных отходов сторонних организаций и населения I-IV класса опасности.

 

Распоряжением Министерства экономики Ульяновской области от 01 октября 2010 № 521-р открыто дело об установлении тарифов на услуги организации коммунального комплекса и назначении уполномоченного по делу об установлении тарифов на услуги утилизации ТБО на 2011 год по организации ООО «Симбирский взлет – НЕВ», определен метод регулирования тарифов на услуги утилизации ТБО, с приложением сметы расходов на утилизацию ТБО ООО «Симбирский взлет – НЕВ».

 

Ответчиком заключен договор по размещению и захоронению ТБО № *** от 14 февраля 2011 года с ООО «Р***»,  договор по размещению и захоронению ТБО № *** от 01 января 2011 года с ООО «Д***»,  договор по размещению и захоронению ТБО №*** от 01 января 2011 с ООО «С***»,  договор по размещению и захоронению ТБО от 01 января 2011 года с ООО «У***», договор по размещению и захоронению ТБО № *** от 01 января 2011 с ООО «Ж***». Предметом всех указанных договоров является деятельность ООО «Симбирский взлет – НЕВ» по проведению работ по размещению и захоронению ТБО 4 и 5 классов опасности на участке с.К***, вывезенных с территории жилого фонда.

 

Из журнала учета движения отходов ООО «Симбирский взлет – НЕВ» следует, что работа по размещению и захоронению отходов от перечисленных организаций ведется ответчиком с мая 2010 года.

 

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО «Симбирский взлет – НЕВ» на предоставленном в аренду земельном участке осуществляет деятельность по  размещению и утилизации (захоронению) отходов.

 

Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы том, что судом  неправильно истолкован фактический род деятельности ответчика, которым является рекультивация, а не размещение и утилизация, и не принято во внимание то обстоятельство, что проведение строительных работ на территории полигона ТБО, находящегося в ведении ответчика, невозможно из-за размещения на указанной территории кургана, выходящего за пределы соседнего полигона ТБО ООО «П***».

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

 

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

 

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

 

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

 

Из представленных суду доказательств, приведенных выше, следует, что ответчик занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

 

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что объект размещения отходов не отвечает требованиям ст. 12 Закона об отходах, т.к. ООО «Симбирский взлет – НЕВ» никаких строительных работ на предоставленном в аренду земельном участке не вело и не ведет, на земельном участке отсутствуют специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, то есть отсутствует сам полигон ТБО.

 

На момент рассмотрения дела судом полигон ТБО ООО «Симбирский взлет – НЕВ» был исключен из государственного реестра объектов размещения отходов в связи с незавершением строительства объекта, что следует из сообщения Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области от 25.07.2011 года.

 

Таким образом, у ответчика отсутствует специально оборудованное место для осуществления деятельности по размещению отходов.

 

При этом причины, по которым ответчиком не ведется строительство полигона, в частности невозможность проведения строительных работ из-за размещения на указанной территории кургана, выходящего за пределы соседнего полигона ТБО ООО «П***», правового значения для разрешения данного дела не имеют, так как основанием для запрета осуществления деятельности по размещению отходов является уже сам факт отсутствия специально оборудованного места для размещения отходов.

 

Судебная коллегия считает несостоятельной ссылку в жалобе на то, что отсутствуют доказательства ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния на землях, прилегающих к месту осуществления деятельности ООО «Симбирский взлет - НЕВ», нарушения прав граждан и причинения вреда окружающей среде.

 

Так, по результатам проверки, проведенной с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) по Ульяновской области установлено, что территории хозяйственной зоны не бетонированы и не асфальтированы, по периметру всей территории полигона ТБО частично имеются ограждения из колючей проволоки, по периметру полигона отсутствует нагорная канава для перехвата и отвода стоков поверхностных вод с полигона в мокрый колодец, отсутствует контрольный колодец для сбора гнилостных вод (фильтрата), отсутствуют контрольные скважины, отсутствуют резервуары для пожаротушения, при разгрузке ТБО в первом котловане не используются сетчатые ограждения для задержания легких фракций отходов, на выезде с полигона ТБО отсутствует контрольно-дезинфицирующая зона (железобетонная ванная) для обмыва ходовой части мусоровоза, отсутствует гидрозащитный экран. На момент выезда на полигоне ООО «Симбирский взлет – НЕВ» 22.06.2011 и 28.06.2011 было зафиксировано, что ведется прием ТБО и  размещение ТБО в первом котловане. Котлован практически заполнен бытовыми отходами. При этом отсутствуют акты о приемке скрытых работ на укладку гидрозащитного экрана и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

 

Согласно акту № *** от 30 июня 2011 года Управления Росприроднадзора по Ульяновской области при проверке соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий  выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий: отсутствие производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по размещению отходов 4-5 классов опасности; нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по размещению отходов 4-5 классов опасности, которая создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде; отсутствие объекта для размещения отходов; отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-4 классов опасности.

Поскольку доказательств, опровергающих установленные нарушения законодательства, ответчиком представлено не было, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание приведенные выше документы в качестве доказательств и сделал правильный вывод о том, что указанные нарушения создают реальную угрозу существенного вреда компонентам окружающей среды (почве, грунтовым водам, атмосферному воздуху), а следовательно, и благополучию граждан.

 

Довод жалобы о том, что судом не дана оценка представленным ответчикам доказательствам о соответствии деятельности ответчика санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам внимания не заслуживает, поскольку таких доказательств ответчик суду не представил. Всем представленным ответчиком документам суд дал правильную оценку, которая подробно изложена в решении.

 

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам  и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Решение суда является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 08 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: