Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обвинительный приговор по ч. 4 ст. 111 УК РФ признан законным
Документ от 24.08.2011, опубликован на сайте 27.09.2011 под номером 28122, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья П***.                                                        Дело №22-3246/2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        24 августа 2011 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Львова Г.В.,

судей Геруса М.П., Терентьевой Н.А.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Азадова Н.А., поданную в интересах осужденного Каримова А.Ф., на приговор Майнского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2011 года, которым

КАРИМОВ  А*** Ф***

***,  судимый:

15 апреля 2010 года по ч.1 ст.158,  п. “а” ч.3 ст.158 УК РФ с применением ч.3 ст.69 УК РФ к 2 годам 3 месяцам 10 дням лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;

осужден  по ч.4 ст.111 УК РФ к 11 годам лишения свободы. На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение Каримова по предыдущему приговору и по правилам ст.70 УК РФ окончательно назначено 12 лет 6 месяцев лишения свободы  с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 17 марта 2011 года. Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Каримова в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 1790 рублей 28 копеек и 298 рублей 38 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления адвоката Азадова Н.А., прокурора Мачинской А.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Каримов  осужден за умышленное причинение Н***. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Деяние имело место в период времени с 9 часов 07 марта до 21 часа 15 минут 13 марта 2011 года в доме *** Майнского района  Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе (основной и дополнительной) адвокат Азадов Н.А.  выражает сомнение в обоснованности вывода суда в части виновности Каримова в причинении тяжкого вреда здоровью Н***, повлекшему смерть потерпевшего. Считает, что суд необоснованно отнесся критически к показаниям Каримова о времени и обстоятельствах нанесения им ударов руками по лицу потерпевшего. В обоснование этого ссылается на протокол осмотра места происшествия, заключение эксперта по следам крови, изъятым с места происшествия, заключение эксперта о маловероятности получения повреждений, обнаруженных у потерпевшего, при обстоятельствах, указанных Каримовым при производстве следственных действий. Обращает внимание на то, что судом не установлена точная дата совершения Каримовым инкриминируемых ему деяний, а указанный в приговоре промежуток времени противоречит заключению эксперта о возможности получения повреждений потерпевшим в срок около 2-7 суток к моменту наступления его смерти - 16 марта 2011 года.  Полагает, что имеются противоречия: в показаниях свидетелей Н***. в части даты, когда они видели Н*** около магазина; в показаниях свидетеля Н***. в части того, что потерпевший пришел домой 13 марта 2011 года в состоянии алкогольного опьянения, а утором она обнаружила кровь на его подушке. Считает, что в показаниях свидетеля Н***. и Е***,  свидетелей К*** и С*** имеются противоречия, которым суд не дал надлежащей оценки в приговоре. Просит приговор отменить, направив дело на новое рассмотрений в тот же суд, но в ином составе суда.

Кассационное представление, поданное государственным прокурором района  Ярыгиным  А.В. на приговор суда, отозвано им в порядке ч.3 ст.359 УПК РФ.

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- адвокат Азадов Н.А. поддержал доводы кассационной жалобы. В своем выступлении еще раз обратил внимание на следующие обстоятельства: на отсутствие в приговоре точной даты совершения преступления; на показания свидетелей о месте нанесения ударов потерпевшему и следов крови, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия, на отказ свидетеля Е*** от показаний, данных в ходе предварительного следствия, на заключения эксперта о маловероятности причинения телесных повреждений потерпевшему при обстоятельствах, указанных  Каримовым, на то, что не были допрошены в суде мама осужденного, не установлены и не допрошены в качестве свидетелей девушка по имени Наталья и мужчина по имени Шамиль, на показания свидетеля К***, который участвовал по делу в качестве понятого по делу. Выразил сомнение в достоверности показаний свидетеля С***, ссылаясь на поведение последнего после того, как он ушел с места происшествия.   Полагал, что наказание, назначенное осужденному Каримову, является чрезмерно суровым. Просил приговор в отношении Каримова отменить, а уголовное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе суда;

- прокурор Мачинская А.В. считала доводы, изложенные в кассационной жалобе адвоката Азадова Н.А. и в его выступлении в суде кассационной инстанции, необоснованными. Просила приговор суда в отношении осужденного Каримова оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Выводы суда о виновности осужденного Каримова в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Н***, повлекшему его смерть, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Доводы адвоката Азадова, приведенные в защиту Каримова, о непричастности  последнего к причинению тяжкого вреда здоровью Н***, повлекшему  его смерть, судебная коллегия находит необоснованными.

Аналогичные доводы и утверждения Каримов были предметом тщательной проверки в суде первой инстанции и опровергнуты совокупностью исследованных доказательств.

В основу обвинительного приговора суд положил показания свидетелей К***, С***, из содержания которых следует, что они были очевидцами того, как Каримов нанес три удара рукой со значительной силой по лицу Н***, когда последний сидел на кровати. После данных ударов на лице Н***  появилась кровь, а затем синяк и гематома (опухоль) вокруг глаза. Больше Н*** никто не бил. На следующий день Н*** стал жаловаться на головные боли и тошноту.

Показания указанных свидетелей являются последовательными и согласуются с показаниями свидетелей К***, В*** Е***., М***, Х***, Т***, Г***, К***, Т***, Ш***, Ш***, Н***., Н***., П***.

В частности, из показаний свидетелей К*** и В*** следует, что  в начале марта 2011 года они распивали спиртные напитки  в доме К***, где также находились К*** и Н***. До того, как они ушли из указанного дома, каких-либо телесных повреждений у Н*** они не видели. На следующий день они вновь зашли в дом К***, где увидели Н*** лежащим на полу. На лице Н*** был большой синяк и опухоль. Н*** жаловался на головную боль и пояснил, что его избил в указанном  доме Каримов.

Свидетель К*** показал в судебном заседании, что в десятых числах марта 2011 года заходил в дом К*** и видел там Н***, на лице которого был большой синяк.

Свидетели Х***, Т***, Г***, М*** подтвердили в судебном заседании, что в марте 2011 года С*** рассказал им, что после того, как В*** и К*** ушли из его дома, в его присутствии Каримов избил Н***.

В ходе предварительного следствия Е***, будучи допрошенной в качестве свидетеля,  показала, что в её присутствии Каримов нанес три удара кулаком по лицу Н***, отчего на лице последнего появилась кровь.

Поскольку в судебном заседании Е***. изменила свои показания, утверждая о том, что не видела обстоятельств нанесения ударов потерпевшему Каримовым, суд принял меры к выяснению причин указанных противоречий в её показаниях.

По основаниям, полно изложенным в приговоре, суд обоснованно пришел к выводу о неубедительности приведенных Е***. объяснений о том, что она не давала показаний в ходе предварительного следствия, исследованных судом (т.1 л.д.17-19). При этом, с судебном заседании Е***. подтвердила, что собственноручные записи и подписи в данном протоколе принадлежат ей.

Анализ и оценка показаний Е***. в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки её показаний не имеется.

Свидетель Е***. показала в суде, что 07 марта 2001 года  Каримов пришел домой с разбитой губой и попросил её сходить в дом К***, чтобы забрать оттуда его свитер.

Свидетель П*** показала в суде, что 10 марта 2011 года она увидела на лице Н*** большой синяк, а на бушлате, одетом на Н***, была кровь.

Свидетели Т***, Ш***  показали, что в десятых числах марта 2011 года видели на улице с.С*** Н***, у которого на лице был большой синяк.

Из показаний свидетелей Ш***, Н***., Н***. также следует, что 13 марта 2011 года они и общались с Н*** и видели на его лице синяк темно-синего цвета.

Давая оценку исследованным показаниям свидетелей, суд обоснованно пришел к выводу, что телесные повреждения, обнаруженные у Н*** и повлекшие его смерть, образовались только от действий Каримова.

Вопреки доводам жалобы адвоката Азадова, каких-либо противоречий в показаниях свидетелей, в том числе Н***., Е***, К*** и С***, ставящих под сомнение вывод суда о причастности осужденного к инкриминируемому ему преступлению, не имеется. Данный вывод суда не противоречит и заключениям судебно-медицинских экспертиз, поскольку из их содержания следует, что у Н*** обнаружена закрытая тупая травма головы: кровоподтек на веках левого глаза, кровоизлияния в слизистую оболочку губ в проекции резцов, кровоизлияния в мягких тканях головы в левой височной области, правосторонняя субдуральная гематома, сдавливающая правое полушарие мозга,  которая была получена пострадавшим прижизненно, в результате неоднократного (не менее) трех воздействий тупых твердых предметов, областями приложения которых являются области рта, левого глаза, левой височной области головы. Данные повреждения были причинены в короткий промежуток времени между собой. Образование закрытой тупой травмы головы, которая расценивается как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и повлекшая за собой смерть Н***, не исключается при обстоятельствах, изложенных К*** и С***. 

Что касается доводов жалобы адвоката о том, что органом предварительного следствия и судом не установлена точная дата совершения Каримовым инкриминируемых ему деяний, то они не ставят под сомнение причастность осужденного к совершению указанного преступления.

Не может поставить под сомнение данный вывод суда и ссылка адвоката на заключение судебной экспертизы о возможности получения тупой травмы головы  Н*** в срок около 2-7 суток к моменту наступления смерти – 16 марта 2011 года, поскольку судом установлено, что именно в период времени с 07 по 13 марта 2011 года Н*** в короткий промежуток времени между собой была причинена тупая травма головы, повлекшая его смерть.  

Сам Каримов подтвердил в судебном заседании, что нанес три удара кулаком по лицу Н***, после которых потерпевший сел и закрыл лицо руками. После этого, оставив  свою шапку и свитер в доме К***, он ушел оттуда.

Давая оценку показаниям Каримова, суд признал их достоверными только в той части, в которой они не противоречат обстоятельствам, установленным в судебном заседании при оценке совокупности исследованных доказательств, в том числе заключению судебно-медицинской экспертизы о маловероятности  образование данной тупой травмы головы у потерпевшего при обстоятельствах, изложенных Каримовым. 

Наличие следов крови, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия на косяке двери в доме К***, на которое ссылается адвокат в своей жалобе, не может поставить под сомнение обоснованность оценки судом показаний Каримова, так и правильность установленных судом обстоятельств совершенного преступления, поскольку вход через указанную дверь ведет в комнату, где было совершено данное преступление.  

Об умысле Каримова на причинение тяжкого вреда здоровью Н***  свидетельствуют характер совершенного преступления, способ и механизм нанесения ударов со значительной силой в жизненно-важный орган – голову потерпевшего.

Судом были исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Все исследованные в судебном заседании доказательства, в приговоре проанализированы. Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других оснований не имеется.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что именно Каримов умышленно нанес со значительной слой удары рукой в область головы  Н***, в результате чего потерпевшему были причинены телесные повреждения, которые расцениваются как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и повлекли по неосторожности смерть потерпевшего.

При таких обстоятельствах правовая оценка действиям Каримова по ч.4  ст.111 УК РФ дана правильно.

 

Предварительное следствие и судебное разбирательство проведены в установленном законом порядке. Нарушений прав осужденного, в том числе на защиту, в ходе   уголовного судопроизводства по настоящему делу  не допущено.

Судебное разбирательство проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон.

Из протокола судебного заседания видно, что судебное следствие по делу проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ. Все представленные сторонами доказательства судом были исследованы с участием сторон. По всем заявленным ходатайствам судом были приняты решения в установленном законом порядке. Вопреки доводам кассационной жалобы адвоката, судом были приняты все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.  Факт допроса Кудрявцева в качестве свидетеля по делу, на который указывает адвокат в своей жалобе, не ставит под сомнение правомерность участия данного лица в качестве понятого при осмотре места происшествия, поскольку его допрос проведен после осмотра места происшествия. Кроме того, каких-либо данных, свидетельствующих о заинтересованности данного лица в исходе дела, не имеется. Ходатайств об установлении и вызове в суд дополнительных свидетелей от участников процесса не поступало. Все участники процесса не возражали закончить судебное следствие.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.303–304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификации совершенного им преступления.

 

Наказание осужденному Каримову назначено с учетом всех установленных судом первой инстанции обстоятельств, влияющих на назначение наказания, и является справедливым.

 

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену  приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Майнского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2011 года в отношении Каримова А*** Ф*** оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Азадова Н.А. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: