Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возмещение расходов на приобретение лекарств для ребенка-инвалида
Документ от 06.09.2011, опубликован на сайте 14.09.2011 под номером 28002, 2-я гражданская, об обязании возместить денежные средства затраченные на лекарственные препараты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чурбанова Е.В.                                                   Дело № 33-3167/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          06 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства финансов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида Н*** Н*** В*** удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Николаева В*** Н*** в возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов «А***», «С***», «П***», «Ц*** р-р д/ин 25 % 4 мл. кор. х 3», «Ц*** капс. 400 мг кор. х 14», «С*** капли наз. 0,1 % 3 мл кор. х 1», «А*** табл. п/о 200 мг п. 50» для ребенка-инвалида Н*** Н*** В***, 04.02.2003 года рождения, в размере 6 215 руб. 60 коп. с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области.

В остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области прокурору г. Димитровграда Ульяновской области, действующему в интересах ребенка-инвалида Николаевой Натальи Владимировны, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Корастелевой Е.А., представляющей по доверенности интересы Министерства финансов Ульяновской области, поддержавшей доводы кассационной жалобы; мнение прокурора Балашовой Н.Н., считающей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г. Димитровграда, действующий в интересах ребенка-инвалида Н*** Н.В., обратился в суд с иском к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении финансирования Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинской назначения», возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки органами прокуратуры были выявлены нарушения прав на льготное лекарственное обеспечение несовершеннолетней Н*** Н.В., которая является инвалидом с детства. Для лечения Николаевой Н.В. были выписаны по рецептам лекарственные средства «А***», «С***», «П***», «Ц*** раствор для инъекций 25 %», «Ц*** капсулы», «С*** капли назальные 0,1 %», «А*** таблетки». Рецепты на препараты составлены надлежащим образом, указано на бесплатную их выдачу. Бесплатно в аптеках г. Димитровграда перечисленные лекарственные средства выданы не были, в связи с чем родители Николаевой Н.В. вынуждены были приобрести их за счет собственных средств. Тем самым гарантированные законом права ребенка-инвалида на льготное лекарственное обеспечение были нарушены.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие «Димитровград-Фарма» и, рассмотрев по существу предъявленные требования, постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить решение в части взыскания в пользу Николаева В.Н. денежных средств. В обоснование доводов указывает, что лекарственные препараты «А***, «С***», «П***», «Ц*** раствор для инъекций 25 %», «Ц*** капсулы», «С*** капли назальные 0,1 %», «А*** таблетки» не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665. В жалобе также указывается, что финансирование расходов на указанные цели проводится по предложению муниципальных образований не из средств субъекта федерации, а из сумм, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий в случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета. Граждане, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение в рамках постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», обеспечиваются лекарственными средствами за счет средств муниципальных бюджетов.

 

Николаева С.В. и Николаев В.Н. в возражениях на кассационную жалобу просят оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Из материалов дела следует, что Н*** Н.В. является ребенком-инвалидом. 30.11.2010 г., 17.02.2011 г. и 27.05.2011 г. врачами ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России для ее лечения были выданы рецепты на бесплатное приобретение лекарственных средств «А***», «С***», «П***», «Ц*** раствор для инъекций 25 %», «Ц*** капсулы», «С*** капли назальные 0,1 %», «А*** таблетки», которые бесплатно в аптеках города Димитровграда не реализовываются, в связи с чем были приобретены родителями Н*** Н.В. за 6 215 руб. 60 коп.

 

Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из положений Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 1.

В приложении № 1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.

Таким образом, право на получение несовершеннолетней Николаевой Н.В. бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным Постановлением Правительства РФ.

Пунктом 4 этого же Постановления прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, – принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Положением о Министерстве финансов Ульяновской области (утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 17 апреля 2007 г. № 7/129) предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство наделено полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области, осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.

Министерство финансов Ульяновской области в соответствии с пунктами 2.1.- 2.5. Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.

Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010г. № 128-П, предусмотрено, что названное Министерство осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области.

По делу было установлено, что финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 на территории города Димитровграда в 2010-2111 годах производится не в полной мере.

В бюджете Ульяновской области на 2010 год не предусмотрены средства на обеспечение бесплатными лекарственными средствами, независимо от их наименования, детей-инвалидов, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890.

Не предусмотрено соответствующее финансирование и Законом Ульяновской области от 29.11.2010 г. № 190-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для ребенка-инвалида Н*** Н.В.

Доводы кассационной жалобы о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий в случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета, являются несостоятельными.

Утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2010 г. №782 Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации, оказывается государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, сделан правильно, поскольку данная обязанность является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Ульяновской области о том, что обязанность по финансированию Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» должна быть возложена на органы местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание. Финансирование мероприятий, связанных с исполнением вышеуказанного постановления Правительства РФ, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отнесено к вопросам местного значения.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 прямо предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации принимать меры по организации мероприятий по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи