Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание размера пенсии инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС
Документ от 06.09.2011, опубликован на сайте 14.09.2011 под номером 28001, 2-я гражданская, об обязании сделать перерасчет пенсии по инвалидности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чурбанова Е.В.                                                   Дело № 33-3159/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          06 сентября 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Устинова И*** В*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Устинова И*** В*** к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии по инвалидности и обязании выплачивать пенсию по инвалидности с 1 июля 2011 г. в размере 76 797 руб. 77 коп. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Устинова И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Устинов И.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии по инвалидности.

Требования мотивированы тем, что ему как военнослужащему, ставшему инвалидом *** группы вследствие чернобыльской катастрофы, с 1993 года до мая 1998 года пенсия выплачивалась согласно Постановлению Минтруда РФ от 27 января 1993 г. № 9, исходя из размера фактического ущерба, определявшегося на основании Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1. При переходе на пенсионное обеспечение в Военный комиссариат Ульяновской области пенсия была начислена как лицу, получившему военную травму.

Истец полагает, что пенсия подлежала начислению ответчиком по правилам, установленным вышеуказанным постановлением Минтруда РФ, из полученного во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС заработка 665 руб. с учетом степени утраты трудоспособности 40 %, а с 01 мая 2003 г. – 60 %, и индексации в зависимости от повышения минимального размера оплаты труда. Размер пенсии по инвалидности, по мнению Устинова И.В, с 01.07.2011 г. должен составлять 76 797 руб. 77 коп.

 

Рассмотрев по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Устинов И.В. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает необоснованным начисление ему пенсии на основании ст. ст. 21-23 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» без учета степени утраты трудоспособности. При этом ссылается на тот факт, что при переходе на пенсионное обеспечение из Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области в Военный комиссариат Ульяновской области и обратно происходило возобновление выплаты пенсии, а не ее назначение вновь. В этой связи считает, что изначально назначенная в 1993 году, согласно Постановлению Минтруда РФ от 27 января 1993 г. № 9, исходя из размера фактического ущерба, пенсия подлежит индексации, и не подлежит перерасчету на основании принятых позднее нормативных правовых актов.

 

Военный комиссариат Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Как следует из материалов дела, Устинов И.В. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В период с 1993 год по 2003 год ему была установлена *** группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей, связанных с аварией на ЧАЭС, и определена степень утраты трудоспособности 40 %.

В мае 2003 года при прохождении очередного переосвидетельствования истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 60 %.

Военным комиссариатом Ульяновской области Устинову И.В. назначена пенсия по инвалидности *** группы с 01.06.2011 г. на основании заявления о назначении пенсии от 31.05.2011 г. и справки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о прекращении выплаты пенсии с 01.06.2011 г.

Начисление пенсии произведено ответчиком на основании ст. ст. 22-23 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 

Свои требования о перерасчете пенсии исходя из размера фактического ущерба, определяемого на основании Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. №4214-1, истец обосновывает необходимостью применения Постановления Минтруда РФ от 27 января 1993 г. № 9.

Принимая решение, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения иска Устинова И.В., не установлено.

Этот вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

 

Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п. 2 ч. 1 указанной статьи назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

 

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, установлены Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Указанным Законом РФ в числе прочего предусмотрено назначение пенсии инвалидам вследствие военной травмы, размер которой и надбавки к ней определены в статьях 22-24. В частности, пенсия инвалидам вследствие военной травмы *** группы установлена в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

Таким образом, действующее законодательство не связывает размер пенсии инвалидам военной травмы, в том числе военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, со степенью утраты трудоспособности.

Правильно применив вышеприведенные нормы законодательства, суд обоснованно отказал Устинову И.В. в перерасчете пенсии по Постановлению Минтруда РФ от 27 января 1993 г. № 9 – исходя из размера фактического ущерба.

 

Доводы кассационной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.

Основания для применения имевшегося ранее правового регулирования в рассматриваемом споре отсутствуют.

В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению вреда здоровью гражданам, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. №3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот, в том числе возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В пункт 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 были внесены изменения, связанные с назначением пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы.

Соответствующее изменение законодательства, гарантировавшее инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы право на возмещение вреда здоровью, исключило для данной категории лиц получение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба.

Тот факт, что изначально пенсия истцу была назначена по правилам ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. №3061-1), возможность сохранения подобного порядка пенсионного обеспечения не означает, поскольку с изменением правового регулирования Устинов И.В. стал получать выплаты в возмещение вреда здоровью.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Устинова И*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи