Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Расторжение договора купли-продажи в связи с неисправностью автомобиля
Документ от 23.08.2011, опубликован на сайте 14.09.2011 под номером 27913, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Харитонова Н.А.                                                             Дело № 33- 2938/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    23 августа 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Костенко А.П., 

при секретаре Власовой М.В.,                     

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО «Мишар-Авто» на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 15 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Гурской В*** А*** удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли-продажи автомобиля № ***, заключенный между ООО «Мишар-Авто» и Гурской В*** А***.

Взыскать в пользу Гурской В*** А*** с ООО «Мишар-Авто» стоимость автомобиля - 215 000 рублей, убытки - 669 рублей 06 копеек, неустойку - 25 000 рублей, компенсацию морального вреда - 10 000 рублей, расходы на представителя - 8 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Гурской В*** А*** к ООО «Мишар-Авто» в остальной части отказать.

В удовлетворении исковых требований Гурской В*** А*** к ОАО «ИжАвто» отказать.

Взыскать с ООО «Мишар-Авто» штраф в размере 17 834 рубля 53 копейки с перечислением 50 процентов указанной суммы - 8 917 рублей 27 копеек - в доход бюджета МО «Город Ульяновск» и 50 процентов - 8 917 рублей 27 копеек - в пользу Ульяновской городской общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Ваше право».

Взыскать с ООО «Мишар-Авто» в доход бюджета МО «Город Ульяновск» государственную пошлину 5 606 рублей 69 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Харченко С.Л., представляющего по доверенности интересы ООО «Мишар-Авто», поддержавшего доводы кассационной жалобы, Туркина Ю.А., представляющего по доверенности интересы Гурской В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновская городская общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Ваше право» (далее - УГОО ОЗПП «Ваше право») обратилась в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства), поданным в интересах Гурской В.А., к ООО «Мишар-Авто» и ОАО «ИжАвто» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании уплаченной по договору денежной суммы, неустойки, компенсации морального вреда, возмещении убытков, взыскании штрафа и судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что 27 декабря 2010 года Гурская В.А. купила в ООО «Мишар-Авто» автомобиль ВАЗ-21041-30, 2010 года выпуска, стоимостью 215 000 рублей. В связи с наличием в автомобиле неисправности электрооборудования (при переключении отопителя салона на высокие обороты перегорал предохранитель вентилятора) её муж Гурский С.В. (управлявший автомобилем по доверенности) 10 февраля 2011 года обратился в ООО «Техцентр Мишар» за гарантийным обслуживанием. Автомобиль был возвращен с пояснениями, что неисправность будет устранена позже, поскольку не имелось необходимой детали. В этот же день в районе д. ***, ул. А***, г. Ульяновск произошло возгорание автомобиля, в результате которого он практически полностью выгорел. По заключению эксперта возгорание произошло по причине технической неисправности автомобиля, возникшей по не зависящим от истца обстоятельствам. В связи с этим договор купли-продажи автомобиля должен быть расторгнут, а ей (истцу) возвращены денежные средства, которые она за него уплатила в размере 215 000 рублей. Кроме того, в пользу истца надлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере - 50 000 рублей, расходы, понесенные за составление доверенности на представителя - 600 рублей, уплаченные представителю - 8 104 рубля, почтовые расходы - 595 рублей 06 копеек.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Гурский С.В., ООО «Техцентр-Мишар».

 

Рассмотрев спор по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе ООО «Мишар-Авто» просит решение суда отменить.

 

Жалоба мотивирована тем, что их вины в причинении ущерба имуществу истца нет, поскольку вред был причинен Гурским С.В., который в нарушение правил эксплуатации автомобиля его использовал в неисправном состоянии. При этом Гурский С.В. достоверно знал, что автомобиль не может эксплуатироваться, о чем свидетельствуют наряд-заказ и заявка на проведение ремонта от 10 февраля 2011 года. Кроме того, суд не учел наличие в деле постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Гурского С.В., которым установлена его вина в происшедшем.

 

В возражениях на кассационную жалобу представитель Гурской В.А. - Туркин Ю.А., просит отказать в её удовлетворении, ссылаясь на доводы, которыми был мотивирован иск в суде первой инстанции.

 

Рассмотрев доводы жалобы и возражений, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ).

 

Из материалов дела следует, что 27 декабря 2010 года Гурская В.А. купила в ООО «Мишар-Авто» автомобиль ВАЗ-21041-30, 2010 года выпуска, за 215 000 рублей.

 

10 февраля 2011 года Гурский С.В. (муж истца) обратился в ООО «Техцентр Мишар» за устранением возникшей неисправности (при переключении на высокие обороты перегорал предохранитель вентилятора отопителя). 

 

Ремонт автомобиля произведен не был из-за отсутствия необходимой для него детали, автомобиль был выпущен с территории ООО «Техцентра Мишар» и в этот же день при его эксплуатации произошло его возгорание.

 

По заключению судебной пожарно-технической экспертизы, проведенной ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Ульяновской области», очаг пожара находился в панели приборов, в месте расположения отопителя салона. При этом возникновение пожара при отключенном отопителе салона возможно.

 

Факты наличия неисправности в автомобиле, необходимости производства сервисного обслуживания (замены детали) по гарантии, отсутствия на момент обращения потребителя в сервисном центре необходимой детали, т.е. не произведения гарантийного ремонта, в суде первой инстанции ответчиком не оспаривались. 

 

Согласно п. 1 ст. 14 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон) вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

 

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, поскольку вред, причиненный имуществу потребителя, возник вследствие производственного недостатка.

 

В связи с тем, что ответчик не предоставил доказательств нарушений потребителем правил эксплуатации (п. 5 ст. 14 Закона), у суда не имелось правовых оснований для освобождения его от ответственности.

 

Доводы о том, что до потребителя была доведена информация о запрещении эксплуатации автомобиля и разъяснено о последствиях такой эксплуатации, подлежат отклонению, так как они не подтверждены надлежащими доказательствами.

 

Представленная ответчиком в суд заявка № *** от 10 февраля 2011 года на проведение технического обслуживания и ремонт автомобиля, в которой содержится рукописный текст о запрещении эксплуатации автомобиля, не является допустимым доказательством.

 

Во-первых, рукописный текст внесен в бланк после подписи заказчика, что не может являться основанием для вывода о том, что ответчик разъяснил потребителю о наличии в автомобиле недостатка, который может привести к уничтожению (повреждению) имущества и о запрещении его дальнейшей эксплуатации.

 

Во-вторых, заявка является предварительным документом, поскольку только при её согласовании она служит основанием для открытия наряд - заказа, в котором (№ *** от 10 февраля 2011 года) отсутствует указание о запрещении эксплуатации автомобиля, а содержится запись, что «дальнейшая эксплуатация автомобиля не рекомендуется». Вместе с тем рекомендация сама по себе не является запретом, поэтому данное обстоятельство не может быть поставлено в вину потребителя и освободить ответчика от ответственности по ст. 14 Закона.

 

В-третьих, представленная потребителю заявка № *** от 10 февраля 2011 не соответствует заявке, которую представил в суд ответчик в части указанного рукописного текста.

 

В связи с этим доводы кассационной жалобы, сводящиеся к переоценке правильных выводов суда о фактических обстоятельствах дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не могут служить основанием для отмены решения суда, поэтому они подлежат отклонению.

 

Статья 49 Конституции Российской Федерации предписывает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

 

Поскольку Гурский С.В. по приговору суда не признан виновным в совершении преступления, довод жалобы о том, что суд не учел наличие в деле постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Гурского С.В., которым установлена его вина в происшедшем, является надуманным.

 

Кроме того, из резолютивной части постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 февраля 2011 года следует, что отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара ввиду отсутствия состава преступления (ст. 168 УК РФ) в действиях Гурского С.В.

 

При этом следует отметить, что уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества согласно диспозиции статьи 168 УК РФ наступает только в случае причинения ущерба в крупном размере и при условии, если уничтожение или повреждение имущества совершены путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

 

Вместе с тем из заключения эксперта № *** от 14 июля 2011 года следует, что непосредственной (технической) причиной возникновения пожара послужило аварийное явление электроустановок автомобиля, а не в результате неосторожного обращения Гурского С.В. с огнем или иными источниками повышенной опасности   

 

В связи с этим судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 15 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Мишар-Авто» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи