УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сизова Г.М.
Дело № 33-2926/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 августа 2011
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Полуэктовой С.К.,
при секретаре
Гайнулине Р.Р.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе
Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской
области от 14 июля 2011 года, по которому постановлено:
Признать незаконным
отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Тереньгульском районе
Ульяновской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности, периода службы Пищулина С*** Н*** в вооруженных силах Союза ССР.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском
районе Ульяновской области зачесть Пищулину С*** Н*** в специальный трудовой стаж,
дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности период службы в Вооруженных силах
Союза ССР с 05 мая 1985 года по 25 декабря 1986 года.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском
районе Ульяновской области назначить Пищулину С*** Н*** досрочную трудовую
пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической с 09 марта 2011
года.
Заслушав доклад председательствующего
судьи, объяснения Пищулина С.Н., его представителя адвоката Федоровой М.П., возражавших против
доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Пищулин С.Н.
обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской
области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
педагогической деятельностью. В обоснование иска указал, что, обратившись к
ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
получил отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа, в который
пенсионный орган не включил период прохождения им военной службы по призыву с
05 мая 1985 года по 25 декабря 1986 года.
Полагая решение УПФ
РФ (ГУ) в Тереньгульском районе незаконным, просил суд обязать ответчика
включить спорный период в специальный стаж и назначить досрочную трудовую
пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с
09.03.2011.
Рассмотрев данный
спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить, постановить по
делу новое судебное решение, которым отказать Пищулину С.Н. в зачете в
специальный стаж периода прохождения военный службы по призыву .В обоснование
доводов жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением действующего
законодательства, поскольку Списками профессий и должностей, утвержденными
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, а также Правилами
исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, не предусматривается возможность включения в специальный
педагогический стаж периодов службы в рядах вооруженных сил. Суд необоснованно
применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, утратившее
силу 01.10.1993. Таким образом, право у Пищулина на льготную пенсию до указанной даты не
возникло, в связи с чем, пенсионный орган обоснованно отказал ему в назначении
досрочной пенсии.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
представителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного
разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и
возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
В силу пп.19 п.1 ст.27
Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2
этой же нормы Закона списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Пищулин С.Н. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском
районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях
для детей. Решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) от 21.04.2011 ему было отказано в
назначении льготной пенсии по причине отсутствия необходимого специального
стажа. По подсчету ответчика специальный трудовой стаж истца на день его
обращения в пенсионный орган составил 23 года 11 мес. 27 дн., вместо
необходимых 25 лет. В специальный стаж не был засчитан период прохождения им
военной службы по призыву с 05 мая 1985 года по 25 декабря 1986 года.
Суд первой инстанции
правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по
существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу
о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Пищулина
С.Н.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункту 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период
службы истца в армии, действовало Постановление Совета Министров СССР от
17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства».
В соответствии с
пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных сил СССР.
Согласно требованиям
пункта 4
приведенного выше Положения названный период работы засчитывался в стаж работы
по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии в соответствии с этим Положением,
проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам
просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Условие,
предусмотренное п.4 Положения, соблюдено.
Период службы истца
в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то
есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных
трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом,
период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в календарном
порядке в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии
по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени
возникновения у него на это права.
В этой связи следует признать обоснованной ссылку районного
суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную
в Постановлении
от 29 января 2004 года №2-П.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано
указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина.
Доводы кассационной
жалобы основаны на ином толковании и применении пенсионным органом норм
материального права, с которым по вышеуказанным основаниям нельзя согласиться.
Судебная коллегия,
проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из
доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области от 14 июля 2011 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи