УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья
Дунина И.Ю.
Дело № 33-2906/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 августа 2011 года
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Трифоновой Т.П. ,
Казаковой М.В.
при секретаре Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Лободы В***
И*** на решение Инзенского районного
суда Ульяновской области от 06 июля 2011
года, по которому постановлено:
Исковые требования Лободы В*** И*** к Администрации
муниципального образования «Инзенский район», комиссии по учету и распределению жилья, Инзенскому
военному комиссариату, Правительству
Ульяновской области, Министерству обороны РФ, Министерству регионального
развития РФ, Правительству Ульяновской области,
Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образованиям
Глотовское городское поселение о признании права состоять на учете в качестве
нуждающейся в улучшении жилищных условий
в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», возложении на
Администрацию муниципального образования
«Инзенский район» обязанности поставить в очередь нуждающихся в
улучшении жилищных условий, возложении
на Правительство Ульяновской области обязанности выделить в порядке
очередности государственный жилищный
сертификат, обязывании Инзенский военный комиссариат выдать льготную справку
оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобода В. И.
обратилась с иском к Администрации муниципального
образования «Инзенский район»,
комиссии по учету и распределению жилья,
Инзенскому военному комиссариату,
Правительству Ульяновской области о признании права состоять на учете в
качестве нуждающейся в улучшении
жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих»,
возложении на Администрацию муниципального образования «Инзенский район»
обязанности поставить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на Правительство Ульяновской
области обязанности выделить в порядке очередности государственный жилищный сертификат, обязании
Инзенского военного комиссариата выдать льготную справку в рамках
требования Постановления Правительства
РФ №1054 от 06.09.1998 года. Требования
мотивированы тем, что она являлась женой военнослужащего Лободы О. В., который
приказом Командующего ЗаБВО №0353 от 27.11.1995 года был досрочно уволен с военной службы в
отставку по ст.49 ч.1 п.«а» (по состоянию здоровья - в связи с признанием ВВК
негодным к военной службе). ***05.2004года Лобода О.В. умер. Согласно справке №3409 от
09.11.2005 года общая выслуга лет майора Лободы О.В. составляла 27 лет 2
месяца, в том числе в календарном числе 24 года 5 месяцев 8 дней. Жильем после
увольнения с военной службы муж и его семья обеспечены не были. В связи с этим истица полагает, что на нее
распространяется действие нормы п.4 ст.24 Закона РФ «О статусе военнослужащих».
Ее семья (она, дочь с двумя детьми, сын) проживают в доме, жилой площадью 28 кв.м., без удобств. Считая,
что она имеет право на получение государственного жилищного сертификата как
вдова военнослужащего, нуждающаяся в
улучшении жилищных условий, просила ее требования удовлетворить.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной жалобе Лобода В.И. просит решение суда отменить, дело
направить на новое рассмотрение, полагая решение незаконным и несправедливым.
При этом указывает, что суд неправильно применил норму материального права,
поскольку п.3.1 ст.24 ФЗ №342-ФЗ от 08.12.2010 предусматривает сохранение права
членов семьи военнослужащих на обеспечение жильем, при этом нет ограничения на
обеспечение жильем лиц, не вставших в очередь до 01 января 2005 года.
В судебную коллегию не явились стороны, будучи извещенные надлежащим
образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела
установлено, что Лобода О.В., муж
истицы, в период с 24.12.1975 года по 20.04.1990
года проходил военную службу в
Республике Беларусь (Белорусская ССР), где ему на состав семьи была предоставлена
квартира в г. Барановичи ул. Б***, *** кв. *** Указанное жилое помещение было забронировано
мужем истицы после перевода на военную службу в Забайкальский военный округ. Согласно сообщению
начальника ГУ Барановичская КЭЧ от
28.11.2002 года договор найма на указанное жилое помещение был расторгнут с
Лободы О.В. на основании решения суда г.
Барановичи от 09.10.2001 года.
В период *** года ***
года Лобода О.В. проходил военную службу
в Александро-Заводском военном комиссариате Читинской области.
Приказом
Командующего войсками Забайкальского военного округа *** Лобода О. В. был
досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья. Из списков
личного состава исключен с 09 января 1996 г. (*** С 09.01.1996 являлся
пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Выслуга лет Лободы О.В.
составляет: в календарном исчислении - 24 года 3 месяца, в льготном исчислении
- 26 лет 11 месяцев.
С 18.01.2002 года Лобода О.В., его жена Лобода В.И., с 2003 года их дети –
Лобода Н.О., 1976 года рождения, Лобода
В.О., 1982 года рождения, внук Лобода Д.Ж., 1999 года рождения, постоянно
проживают в р.п. Г*** ул. К***
Лобода О.В. умер ***05.2004 года.
Между тем, судом
установлено, что Лобода О.В. по приезде на постоянное место жительство в р.п. Г***
Инзенского района Ульяновской области по вопросу улучшения жилищных условий в орган местного самоуправления не обращался,
по состоянию на 01.01.2005 года его семья на учете в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий не состояла.
Принимая решение об
отказе Лободе О.В. в удовлетворении заявленных ею требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и пришел к объективному выводу об отсутствии
оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении
жилищных условий на основании Закона РФ «О статусе военнослужащих» и выдаче
жилищного сертификата.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
На момент увольнения
Лободы О.В. с военной службы действовал
Закон РФ от 22.01.1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» (с изменениями
от 24 ноября 1995 года). В соответствии с пунктом 6 статьи 15 данного Закона,
граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста
пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной
службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного
самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в
трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в
улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о
сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными
гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой
площади.
Как усматривается
из материалов дела, семья военнослужащего Лободы О.В. после его увольнения со
службы проживала в Александро-Заводском
районе Читинской области, и так же бронировала жилье в городе Барановичи
республики Беларусь. Доказательств тому, что Лобода О.В. подавал заявление для
включения его в списки нуждающихся в жилье в избранном постоянном месте
жительства, не представлено, что и не отрицается истицей.
В настоящее время
действует Федеральный закон РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих».
Пунктом 2.1 статьи
15 указанного Федерального закона
установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной
службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до
1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов
их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору
гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в
собственность бесплатно;
жилого помещения по
договору социального найма;
единовременной
денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Аналогичные
положения содержатся в постановлении
Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учёта военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в
запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и
сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства».
В соответствии с
пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О
статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением
военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной
службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по
контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение
жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим
Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина,
уволенного с военной службы.
Лица, указанные в
абзаце первом пункта 3.1, до 1 января 2005 года принятые органами местного
самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые
предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая
1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Таким образом,
действующим законодательством о
социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей установлено, что право на обеспечение жильем
за счет средств федерального бюджета имеют граждане, уволенные с военной службы
(службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления
на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых
помещений) до 1 января 2005 года. За членами
семьи умерших военнослужащих данное
право сохраняется также при условии
соблюдения двух требований: нуждаемости
в улучшении жилищных условий и
нахождение на учете в органах местного самоуправления в качестве таковых
по состоянию на 01.01.2005 года.
Поскольку судом установлено, что Лобода О.В. до
01.01.2005 года на учет граждан-военнослужащих, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, не принимался, в органы местного самоуправления по данному
вопросу не обращался, у суда первой
инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения иска истицы в
соответствии с законодательством о социальных гарантиях
военнослужащих и членов их семей.
Доводы кассационной
жалобы не опровергаю выводов суда, им в решении дана надлежащая правовая
оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный
закон применены судом правильно.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 06 июля 2011 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Лободы В*** И***
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи