УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Котельников
А.Г.
Дело № 33-2729/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
02 августа 2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Кинчаровой
О.Е. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Пелькине А.Е.,
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ
(ГУ) в Железнодорожном районе г.Ульяновска на решение Железнодорожного
районного суда г.Ульяновска от 30 июня 2011 года, по которому постановлено:
Иск Люжановой В*** В***
удовлетворить:
- обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Люжановой В***
В*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по
старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее работы:
1) с 10.08.1990г. по
31.10.1999г. в должности заведующей *** медпунктом, заведующей *** фельдшерским
пунктом, заведующей ФАП в Пригородной врачебной амбулатории Медсанчасти ***,
переименованной в Медсанчасть *** в льготном исчислении (1 год работы за 1 год
3 месяца);
2) с 01.11.1999г. по
04.08.2003г. в должности заведующей фельдшерским пунктом, заведующей ФАП в
Пригородной врачебной амбулатории Медсанчасти ***, переименованной в ***», в
льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца);
3) с 05.08.2003г. по
14.08.2005г. в должности заведующей фельдшерским пунктом, заведующей ФАП в ***»
в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца);
- обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Люжановой В***
В*** досрочную трудовую пенсию по старости с 02.07.2010г. (с момента первичного
обращения за назначением пенсии) с учетом вышеуказанных периодов работы.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., объяснения Люжановой В.В., просившей решение суда
оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Люжанова В.В.
обратилась в суд с иском (измененным в ходе судебного разбирательства) к
Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном
районе г.Ульяновска о включении в трудовой стаж периодов ее работы и назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения.
Иск мотивировала
тем, что 02.07.2010 года обратилась к ответчику за назначением досрочной
трудовой пенсии. Однако решением от 04.10.2010г. в назначении пенсии ей было
отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии 30-летнего
специального стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не были включены
следующие периоды работы: в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3
месяца) с 10.08.1990г. по 31.10.1999г. в должности заведующей *** медпунктом,
заведующей *** фельдшерским пунктом, заведующей ФАП в Пригородной врачебной
амбулатории Медсанчасти ***, переименованной в Медсанчасть ***»; с 01.11.1999г.
по 04.08.2003г. в должности заведующей фельдшерским пунктом, заведующей ФАП в
Пригородной врачебной амбулатории Медсанчасти ***», переименованной в ***»; с
05.08.2003г. по 14.08.2005г. в должности заведующей фельдшерским пунктом,
заведующей ФАП в ***. Отказ в назначении пенсии истица считает незаконным, в
связи с чем просила суд обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в
льготном исчислении в стаж для назначения пенсии и назначить ей пенсию с
момента обращения за ней - с 02.07.2010г.
В качестве третьего
лица, не заявляющего самостоятельных требований, судом к участию в деле было
привлечено ***
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г.Ульяновска не соглашается с
решением суда, указывая на неверное применение норм материального права.
Указывает при этом, что период работы истицы с 10.08.1990г. по 31.10.1999г. в
должности заведующей *** медпунктом, заведующей *** фельдшерским пунктом,
заведующей ФАП в Пригородной врачебной амбулатории Медсанчасти ***,
переименованной в Медсанчасть ***, не может быть включен в стаж, поскольку
наименование должности – заведующая фельдшерским пунктом не относится с
среднему медицинскому персоналу. Кроме того, данный период не может быть
включен в стаж в льготном исчислении, поскольку в соответствии с Правилами
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения с соответствии с подпунктом 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» возможность льготного исчисления периодов работы предусмотрена
только в том случае, если работа проходила в городе, в сельской местности и в
поселке городского типа (рабочем поселке).
Не подлежит
включению в стаж в льготном исчислении период с 10.08.1990 по 14.05.1992 –
отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (ребенок 30.11.1989 года рождения), и
период временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и отпуск
по уходу за ребенком до 1,5 лет (ребенок 08.08.1991 года рождения), поскольку в
указанный период времени истица фактически не занималась лечебной
деятельностью.
Засчитывая в
специальный стаж истицы в льготном исчислении периоды работы с 01.11.1999г. по
04.08.2003г. и с 05.08.2003г. по 14.08.2005г., суд не учел доводы ответчика
относительно того, что наименование
должности – «заведующая медпунктом, заведующая фельдшерским пунктом, заведующая
ФАП», не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, а также Списком должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Согласно Постановлению Совета Министров
РСФСР №464 от 06.09.1991г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости по п.п.20 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу
независимо от наименования должности, однако Люжановой В.В. не представлен
документ, подтверждающий к какому виду медперсонала относится ее должность.
В судебное заседание
представитель УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска не явился. О
дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу п.п.20 п.1
ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» досрочная
трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста.
В ходе судебного
разбирательства установлено, что Люжанова В.В. имеет среднее медицинское
образование, специальность – акушерка. С 06.10.1987г. она работала в должности
заведующей *** ФАП (фельдшерско-акушерским пунктом) *** центральной районной
больницы, а с 10.08.1990г. - заведующей *** фельдшерским пунктом в Пригородной
врачебной амбулатории *** с сохранением сельских льгот (впоследствии
переименованной в Медсанчасть ***», а затем - в *** С 15.08.2005г. должность
Люжановой В.В. стала наименоваться «заведующая *** фельдшерско-акушерским пунктом
– акушерка».
Решением Комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ (ГУ) в
Железнодорожном районе от 04.10.2010г. истице было отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа (30
лет). По подсчету пенсионного органа специальный стаж истицы составил 12 лет 29
дней. При этом отказано было в зачете в ее специальный трудовой стаж в льготном
исчислении следующих периодов работы: с 10.08.1990г. по 31.10.1999г. - в
должности заведующей *** медпунктом, заведующей *** фельдшерским пунктом,
заведующей ФАП в Пригородной врачебной амбулатории Медсанчасти ***,
переименованной в Медсанчасть ***; с 01.11.1999г. по 04.08.2003г. - в должности
заведующей фельдшерским пунктом, заведующей ФАП в Пригородной врачебной
амбулатории Медсанчасти ***», переименованной в ***; с 05.08.2003г. по
14.08.2005г. - в должности заведующей фельдшерским пунктом, заведующей ФАП в ***.
Мотивом отказа во включении указанных периодов работы в специальный стаж истицы
послужило то обстоятельство, что наименование должности, в которой работала
истица, не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, а также Списком должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
Принимая решение о
включении спорных периодов в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и
иной деятельности по охране здоровья населения, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований
для отказа в удовлетворении требований истицы о досрочном назначении трудовой
пенсии по старости, не имеется.
По состоянию на
31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников
регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от
22 сентября 1999 года № 1066, которым утвержден Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в
графе которого «Наименование должностей» указана должность среднего
медицинского персонала - «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка
(или фельдшер, или медицинская сестра)».
В соответствии с
пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды
работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком
профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров
РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Согласно
пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464,
такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо
от наименования должности лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом
вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что работа сельской местности или
поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж из расчета 1 год
работы за 1 год и 3 мес. Данное
Постановление действовало до 01.11.1999 года.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в
соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», в графе которого «Наименование должностей»
также указана должность среднего медицинского персонала - «заведующий
фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра)».
Как установлено в
ходе судебного разбирательства, с момента принятия истицы на работу заведующей
ФАП, расположенным в деревне ***, и до настоящего времени, она выполняет должностные
обязанности среднего медицинского персонала – обязанности заведующей ФАП –
акушерки в учреждении здравоохранения в течение полного рабочего дня.
Работа Люжановой
В.В. в спорный период была связана с непосредственным осуществлением лечебной и
иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности. Данный
вывод сделан судом на основании совокупности исследованных в ходе судебного
разбирательства доказательств (трудовая книжка истицы, показания свидетелей А***
В.А. и С*** Л.А., Положение о фельдшерско-акушерском пункте, Положение о
заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере и Положение об акушерке
фельдшерско-акушерского пункта, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения
СССР от 27.07.1973 №566, должностная инструкция заведующей *** ФАП, утв.
главным врачом *** 18.06.2010 и др.).
Так, из трудовой
книжки истицы усматривается, что правильное наименование ее должности «заведующая
*** фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка»- было указано работодателем
только 15.08.2005. Между тем, из документов, свидетельствующих о прохождении
истицей курсов повышения квалификации по специальности «акушерское дело», а
также медицинской документации *** ФАП следует, что истица в спорные периоды
работы выполняла обязанности не только заведующей, но и акушерки, и фельдшера.
Поскольку Люжанова
В.В. в спорный период времени работала в должности среднего медицинского
персонала в сельской местности в фельдшерско-акушерском пункте центральной
районной больницы, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше
нормами права, пришел к объективному выводу о необходимости включения спорного
периода ее работы в специальный стаж в льготном исчислении.
Приходя к выводу о
необходимости зачета в специальный стаж истицы периода нахождения ее в отпуске
по уходу за детьми до 1,5 лет, суд исходил из следующего.
В соответствии с п.2
Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об
увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01
декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без
сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения
им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и
непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22
мая 1990 г. № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были
внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о
труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала
предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения
заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в
действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и
дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение
указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости.
Кроме того, пунктом
15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20 декабря
2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел,
связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что
при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы
по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при
досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если
указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу
Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N3543-1 «О внесении
изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с
принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж
работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит
включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения
женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное
назначение пенсии по старости. Поскольку истица уходила в отпуск по уходу за
ребенком с должности, которая подлежит зачету в стаж в льготном исчислении,
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком также подлежит зачету в стаж в
льготном исчислении.
Принимая во
внимание, что с учетом засчитанных судом периодов работы специальный трудовой стаж
истицы превышал 30 лет, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по
назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента первичного
обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не
имеется.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного
районного суда г.Ульяновска от 30 июня 2011 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи