Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в иске о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на нетрудоспособного иждивенца
Документ от 19.07.2011, опубликован на сайте 03.08.2011 под номером 27073, 2-я гражданская, о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на нетрудоспособного иждивенца., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Миллер О.В.                                                                             Дело № 33- 2548/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   19 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей  Камаловой Е.Я. и Гурьяновой О.В., 

при секретаре  Споршеве А.Ю.                      

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Обуховой А*** К*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Обуховой А*** К*** к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Ульяновску о взыскании единовременно в возмещение вреда здоровью суммы недоплат (задолженности с 01 марта 2011 по 01 июня 2011 в размере 4 342 рублей 68 копеек) и ежемесячно по 8 041 рублю 96 копеек, начиная с 01 июня 2011 года бессрочно - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., объяснения истицы Обуховой А.К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Фомичева Д.Ю.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Обухова А.К. обратилась в суд с иском к  Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Ульяновску о взыскании  ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на нетрудоспособного иждивенца.

В обоснование заявленных требований указала, что *** марта 2011 года умер ее муж, ***., являвшийся инвалидом 1 группы вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При жизни ему по решению Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2007 была назначена и выплачивалась компенсация в возмещение вреда в сумме 10 995 рублей 34 копеек ежемесячно. После смерти мужа ей ответчиком назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда в размере 6 594 рублей 40 копеек, исходя из 1\2 доли  от  ежемесячной выплаты в 13 188 рублей 79 копеек, предусмотренной законом для инвалидов 1-й группы. Истица полагает, что имеет право на получение денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 8041 рубля 96 копеек, т.е. половины от денежной суммы, которую получал ее муж в счет возмещения вреда  по судебному решению на день смерти. Просила суд взыскать в ее пользу единовременно в возмещение вреда здоровью сумму недоплат (задолженность с 01 марта 2011 по 01 июня 2011 в размере 4342 рубля 68 копеек) и ежемесячно по 8041 рублей 96 копеек, начиная с 01 июня 2011 года бессрочно.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Обухова А.К., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные тем, которыми было мотивировано ее исковое заявление. Также делает ссылку на Постановление Конституционного Суда РФ №21-П от 20 декабря 2010 г., полагая, что оно судом не учтено.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Ульяновску, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда.

Из материалов дела следует, что  муж истицы Обуховой  А.К.  ***. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.  03.06.2003 года ему была установлена 1 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС. *** марта 2011 года ***. умер.

Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что истица находилась на иждивении мужа ***., с которым совместно проживала. Ко дню смерти мужа, Обухова А.К. была нетрудоспособна как в силу возраста,  так и в силу установленной инвалидности 2 группы.

Судом установлено, что  УМТиСР Ульяновской области по городу Ульяновску от 16.05.2011  года *** до дня  смерти выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере 16 083 рубля 91 копеек ежемесячно, исчисленная изначально из твердой денежной суммы в 5000 рублей.

Ответчиком истице  по ее заявлению были назначена ежемесячная денежная компенсация, как члену семьи умершего инвалида-чернобыльца, с 01.03.2011 г. в размере 6 594 рублей 40 копеек, исходя из размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, установленной с 01 января 2011 года постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079 – 13 188 рублей 79 копеек для инвалидов 1 группы.

В обоснование иска истица указывает, что нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом.

Судебная коллегия находит данные доводы не соответствующими требованиям действующего законодательства, устанавливающего порядок назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти – их нетрудоспособным иждивенцам.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, введенном в действие с 2 марта 1996 г.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).

Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка (инвалидам 1 группы - 5000 рублей).

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания названной нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ редакцией пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Из изложенного следует, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части первой статьи 14 базового Закона.

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 г., сама Обухова А.К. до 15 февраля 2001 г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации ей должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Поскольку размер ежемесячной денежной компенсации истице определен органом социальной защиты в соответствии с частью 1 пункта 15 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и с учетом индексации по постановлениям  Правительства РФ, судом обоснованно отказано Обуховой А.К. в удовлетворении ее требований.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2011 года оставить без изменения,  а кассационную жалобу Обуховой А*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи