Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание постановки на диспансерный учет по медицинским показаниям
Документ от 12.07.2011, опубликован на сайте 20.07.2011 под номером 26838, 2-я гражданская, признание незаконной постановки на диспансерный учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                       Дело № 33-2408/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         12 июля 2011 года                                                                                             

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Костенко А.П. и Маслюкова П.А.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Семенова С*** А*** - Семенова А*** Ф*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 07 июня 2011 года, по кото­рому постановлено:

 

В иске Семенову С*** А*** к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» о признании незаконной постановки на диспансерный учет отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., объяснения представителя истца Семенова А.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Семенов С.А. обратился в суд с иском к ГУЗ «Ульяновская областная кли­ническая наркологическая больница» о признании незаконной его постановки на диспансерный учет.

В обоснование своего требования указал, что в 1999 году обратился в ГУЗ «УОКНБ» за медицинской помощью, где проходил добровольное лечение от ***, после чего был автоматически постановлен на диспансерный учет с ди­агнозом «***», при этом при постановке его на диспансерный учет ответчик не учел, что его согласие на лечение от *** не свидетельст­вует о даче им согласия на постановку на диспансерный учет.

Считает решение ответчика о постановке его на диспансерный учет неза­конным, поскольку это является вмешательством в его личную жизнь и препятст­вует осуществлению его гражданских прав, в частности, управлению автомобилем.

Указывает, что постановка на учет в наркологическом диспансере возможна только с согласия лица при соблюдении процедуры постановки на учет, тогда как он такого согласия не давал.

Истец просил признать действия ответчика по постановке его па диспансер­ный учет незаконными и обязать снять с данного учета.

Рассмотрев по существу заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе представитель истца Семенов А.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и просит постановить по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.

В обоснование своей жалобы ссылается на то, что в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказа­нии» хроническое психическое расстройство не является основанием для поста­новки на диспансерный учет без письменного согласия гражданина. При постанов­ке Семенова С.А. на учет в ГУЗ «УОКНБ» в 1999 году с диагнозом «***», согласия на это он не давал. Полагает, что суд дал неверное тол­кование указанной выше норме закона и вынес незаконное решение.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судеб­ная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела усматривается, что решением врачебной комиссии ГУЗ «УОКНБ» от 11.01.1999 Семенов С.А. был поставлен на диспансерный учет с ди­агнозом «***». Основанием для постановки его на дис­пансерный учет явилось наличие вышеуказанного заболевания, выявленного в ре­зультате стационарного лечения в наркологической больнице в период с 10.01.1999 по 08.02.1999 и с 11.03.2001 по 27.03.2001, что подтверждается сведе­ниями из медицинской карты стационарного больного № *** (л. д. ***).

Указанный диагноз, как и сведения, содержащиеся в медицинской карте, истцом не оспариваются.

В связи с тем, что Семенов С.А. состоит на диспансерном учете ГУЗ «УОКНБ» с 11.01.1999, что является противопоказанием к управлению транспорт­ным средством, решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 27.04.2011, вступившим в законную силу 16.05.2011, признано недействительным водительское удостоверение серии *** № ***, выданное Семенову С.А. 03.10.2009. Данным решением Семенову С.А. запрещено осуществлять деятель­ность, связанную с управлением транспортными средствами, в течение месяца со времени вступления в законную силу решения суда он обязан сдать в ГИБДД вы­шеназванное водительское удостоверение.

Ввиду принятия Железнодорожным районным судом г. Ульяновска выше­упомянутого решения Семенов С.А. обратился к ответчику с требованием о снятии с диспансерного учета в связи с излечением (выздоровлением).

Согласно записи в медицинской карте (л. д. ***) 09.04.2011 Семенов С.А. был осмотрен врачом-наркологом ГУЗ «УОКНБ» К*** В.П., который пришел к выводу о наличии у него (Семенова С.А.) заболевания «***, неподтвержденная ремиссия» и ему было рекомендовано продол­жить диспансерное наблюдение.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, полагает, что оснований для снятия истца с диспансерного учета в ГУЗ «УОКНБ» не имеется.

Статьей 6 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании» предусмотрено, что гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником по­вышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказа­ний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и дея­тельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Прави­тельством РФ и периодически (не реже одного раза в 5 лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществ­ления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 28.04.1993 № 377 (в редакции от 23.09.2002) определены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления работ, непосредственно связанных с движением транспорта: алкоголизм, наркомания, токсикомания; осу­ществление такой деятельности допускается при стойкой ремиссии.

Согласно ст. 45 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных вещест­вах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граж­дан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в РФ устанавлива­ются ограничения на занятия отдельными видами деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Понятие источников повышенной опасности содержится в ст. 1079 ГК РФ, которая к таким источникам относит, кроме прочего, и использование транспорт­ных средств.

На основании вышеприведенных норм следует, что такие заболевания, как «***», «***» являются психическими заболеваниями, препятствующими управлению транспортным средством.

В силу ст. 27 вышеназванного Закона РФ «О психиатрической помощи и га­рантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение может устанав­ливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстрой­ством, с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявле­ниями.

Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой ад­министрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную пси­хиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской доку­ментации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего закона.

Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздо­ровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.

Как было установлено по делу, истец Семенов С.А. в связи с имеющимся у него заболеванием (***) был в буквальном соответствии с названными нормами права поставлен на диспансерное наблюдение (учет).

Из представленной по делу медицинской карты стационарного больного следует, что при госпитализации и лечении Семенову С.А. в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказа­нии» было сообщено о характере имеющегося у него психического расстройства, целях, продолжительности лечения, возможности применения других методов, а также о побочных эффектах, возможном риске, болевых ощущениях и ожидаемых результатах лечения.

Следует отметить, что в силу требований приведенных норм права сведения о полном излечении от алкоголизма имеют значение для врачей наркологической больницы при условии регулярного наблюдения и личного контакта с врачом-наркологом. В отсутствие регулярного наблюдения врач-нарколог больницы обос­нованно пришел к выводу о наличии у истца неподтвержденной ремиссии, в связи с чем отказал в принятии решения о снятии его с диспансерного наблюдения, це­лью которого является управление транспортным средством.

Доказательств значительного и стойкого улучшения психического состоя­ния истца по делу не добыто.

Довод жалобы о том, что при постановке истца на диспансерный учет с ди­агнозом «***» согласия на это он не давал, поэтому по­ставлен на учет незаконно, судебной коллегией отклоняется.

В силу статьи 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 - при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент - гражданам, страдающим социально значимы­ми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительст­вом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оказы­вается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

В соответствии со ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации нрава и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционно­го строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на терри­тории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого яв­ляется охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Учитывая повышенную опасность деятельности по управлению транспорт­ными средствами законодатель ввел обязательное медицинское освидетельствова­ние и переосвидетельствование водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств медицинских показаний и противопоказаний к водительской деятельности (ст. 23 № 196-ФЗ).

Указанным выше Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления работ, непосредственно связанных с движением транспорта: алкоголизм, наркомания, токсикомания; осуществление такой деятельности допускается при стой­кой ремиссии.

Согласно Инструкции «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988г., диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях подлежат все лица, которым установлены диагно­зы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных *** и хозрасчетные наркологические ам­булатории.

Поскольку Семенову С.А. была оказана медицинская помощь по поводу наличия у него *** интоксикации в условиях стационара наркологического отделения ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница», а не при обращении в хозрасчетную наркологическую амбулаторию, выбор которой ответчик мог осуществить в соответствии со ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, врач психиатр-нарколог правомерно поставил его на диспансерный учет с диагнозом «***»

На основании вышеизложенного, обстоятельства дела исследованы с доста­точной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, ко­торая сомнений в своей правильности не вызывает.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам касса­ционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 07 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Семенова С*** А*** - Семенова А*** Ф*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи