Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возмещение вреда здоровью участнику ликвидации последствий чернобыльской катастрофы
Документ от 12.07.2011, опубликован на сайте 21.07.2011 под номером 26823, 2-я гражданская, о взыскании суммы возмещения верда, причиненного здоровью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Маслюкова А.В.                                                                       Дело № 33-2438/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                  12 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей   Костенко А.П.  и  Маслюкова П.А.

при секретаре   Гайнулине Р.Р.                    

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Салтыкова А.М. Дегтярева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Салтыкова А*** М*** удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Салтыкова А*** М*** задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 29.06.2000 года по 30 апреля 2011 года в  размере 559 417 руб. 81 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Салтыкова А*** М*** к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, – отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Салтыкова А.М. Дегтярева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Салтыков А.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании денежных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью.

Исковые требования мотивировал тем, что, проходя военную службу, в период с 28.10.1987 по 29.01.1988 участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 29.06.2000 учреждением МСЭ ему была установлена II группа инвалидности бессрочно с причинной связью - общее заболевание, с заключением об условии и характере труда - нетрудоспособен. Решением межведомственного экспертного совета (г. Санкт-Петербург) от 27.04.2009 № *** было установлено, что его заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании данного заключения решением ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» (филиал № ***) от 03.06.2009 было подтверждено, что он (истец) является инвалидом II группы бессрочно с причинной связью - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

С 03.12.2009 Военным комиссариатом Ульяновской области ему была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы 2500 руб. с учетом индексов уровня инфляции – в размере 5629,03 руб. в месяц.

Действия ответчика не соответствуют закону, поскольку ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью должны были быть назначены с 29.06.2000, то есть со дня установления группы инвалидности.

Кроме того, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 № 455 и Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 № 629 он (истец) имел право на недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период с 02.06.1998 по 15.02.2001, которую Военный комиссариат Ульяновской области выплачивал инвалидам ЧАЭС в 2001-2003 годах.

Денежная компенсация должна была рассчитываться исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в размерах, действующих на день выплаты.

Размер денежного довольствия истца на 29.06.2000 составлял 2713,93 руб., в том числе: должностной оклад – 904 руб., оклад по воинскому званию – 600 руб., процентная надбавка за выслугу лет (40% от вышеуказанных сумм) – 601,60 руб., денежная компенсация продовольственного пайка – 608,33 руб. Размер возмещения вреда при утрате 70% профессиональной трудоспособности составил 1899,75 руб. С учетом индексации размер ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью на сегодняшний день должен составлять 28 148,66 руб., задолженность по выплатам за период с 29.06.2000 по 30.05.2011 – 1 862 078,33 руб.

Салтыков А.М. просил взыскать в его пользу с Военного комиссариата Ульяновской области с 01.06.2011 ежемесячную сумму в возмещение вреда     здоровью в размере 28 148,66 руб. с последующей индексацией в соответствии с законодательством, а также задолженность по ежемесячным выплатам за период с 29.06.2000 по 31.05.2011 в размере 1 862 078,33 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Салтыкова А.М. Дегтярев А.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением материального закона, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению автора кассационной жалобы, вывод суда о том, что ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью истца и задолженность по ежемесячным выплатам должна рассчитываться из твердой денежной суммы, является необоснованным и противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении по данному делу от 08.04.2011.

Поскольку утрата трудоспособности истца, связанная с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возникла в 2000 году, суду следовало применять Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в действовавшей на тот период редакции и произвести расчет размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью из денежного довольствия истца.

Судом при разрешении спора не приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 05.04.2005 № 7 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 11.05.2007 № 23), а также Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П, из которых прямо следует возможность назначения ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия военнослужащих, даже если они не обращались за возмещением вреда здоровью до 15.02.2001.

Поскольку судом установлено, что Салтыков А.М. с 29.06.2000 является инвалидом II группы вследствие чернобыльской катастрофы с утратой 70% профессиональной трудоспособности, расчет ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью следовало произвести в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а размер задолженности за прошлое время определить за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 460-О.

В заседание суда кассационной инстанции представитель Военного комиссариата Ульяновской области не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин отсутствия суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, Салтыков А.М. является пенсионером Министерства обороны РФ с 1991 года. 

Во время прохождения военной службы - в период с 28.10.1987 по 29.01.1988 Салтыков А.М. участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

29.06.2000 учреждением МСЭ Салтыкову А.М. установлена II группа инвалидности бессрочно с причинной связью - общее заболевание.

Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины  имени А.М.Никифорова» от 27.04.2009 № 755 установлено, что заболевания Салтыкова А.М. (***) и его инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании данного заключения решением Филиала № *** ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» от 03.06.2009 было подтверждено, что Салтыков А.М. является инвалидом II группы бессрочно с причинной связью - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

С 03.12.2009 Военным комиссариатом Ульяновской области Салтыкову А.М. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы 2500 руб. с учетом индексов уровня инфляции – в  размере 5629,03 руб. в месяц (2500 x 1,38 x 1,11 x 1,09 x 1,08 x 1,105 x 1,13). С 01.01.2011 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составил 6594,41 руб.

Статьей 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 04.06.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Названные лица имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона, составляет с 01.01.2011 для  инвалидов II группы 6594,41 руб.

Статьей 208 ГК РФ установлено, что исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

В то же время согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 03.11.2006 № 445-О «По жалобам граждан Бронникова Валерия Акимовича и Володина Николая Алексеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации», положения статьи 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

С учетом содержания приведенных правовых актов суд пришел к правильному выводу, что размер выплачиваемой Военкоматом Ульяновской области Салтыкову А.М. ежемесячной денежной компенсации соответствует требованиям закона, и, исходя из данного размера компенсации, взыскал в пользу Салтыкова А.М. задолженность по ежемесячным выплатам за период с момента установления инвалидности (29.06.2000) до момента обращения в суд с иском (30.04.2011). В остальной части в удовлетворении исковых требований Салтыкову А.М. отказал, посчитав их не основанными на законе.

Доводы, приведенные представителем Салтыкова А.М. Дегтяревым А.В.  в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» редакция указанной нормы была изменена и пункт 25 части 1 статьи 14 (в настоящее время – пункт 15 части 1 статьи 14) был изложен в следующем виде: «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.».

Таким образом, с 15.02.2001 возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, производится выплатой денежной компенсации в твердой сумме и не связывается с законом, регулирующим возмещение вреда здоровью, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ исключение сделано лишь для граждан, получавших до вступления в силу настоящего Федерального закона в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Право на получение таких ежемесячных выплат за ними было сохранено.

Лицам, впервые обратившимся за возмещением вреда после 15.02.2001, возмещение вреда здоровью может быть назначено лишь в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ), т.е. в виде ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.

Назначение ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», после указанной даты невозможно, поскольку ранее действовавшая редакция пункта 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 утратила силу и не подлежит применению.

Инвалидность II группы Салтыкову А.М. была впервые установлена 29.06.2000, причинная связь инвалидности с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, установлена 03.06.2009, впервые ежемесячная денежная компенсация по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 назначена Военным комиссариатом Ульяновской области 03.12.2009.

При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности назначения Салтыкову А.М. ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью по нормам закона, регулирующего возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, является правильным, а доводы кассационной жалобы представителя истца в данной части – несостоятельными.  

Ссылка в кассационной жалобе на Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» не может быть принята во внимание и не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку названным Постановлением подтверждено право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих на получение ежемесячных денежных компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности только в том случае, если суммы возмещения вреда здоровью им в таком порядке уже назначались.

Салтыкову А.М. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью из денежного довольствия никогда не назначались.

По этой же причине не подлежат применению при разрешении настоящего спора разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 (ред. от 11.05.2007) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 460-О «По жалобе гражданина Симагина Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положением статьи 29 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Салтыкова А.М. Дегтярева А.В. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи