Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете размера пенсии
Документ от 14.06.2011, опубликован на сайте 30.06.2011 под номером 26121, 2-я гражданская, О перерасчете трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьева Н.В.                                                               Дело № 33-1939/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14 июня 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Гурьяновой О.В.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Никифорова Д*** М*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области  о перерасчете трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение  начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Кузоватовскому району Ульяновской области № 9841 от 10.12.2010 года  об отказе в перерасчете трудовой пенсии Никифорову Д*** М*** незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по  Кузоватовскому району Ульяновской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Никифорову Д*** М*** с учетом его заработка за ноябрь, декабрь 1983 года и за период с января 1985 по декабрь 1989 года по его партийному билету № 19*** от 15 февраля 1982 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Никифорова Д.М. и его представителя адвоката Бритенковой В.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Никифоров Д.М. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что является получателем трудовой пенсии по возрасту с 22.10.2010. При установлении размера пенсии ответчиком были приняты во внимание справки о его заработке за время работы в СПК «К***» за период с 2000 года по 2001 год, в соответствии с которыми размер пенсии составил 4295 руб. Полагая, что пенсия назначена в минимальном размере, в декабре 2010 года он обратился в УПФР в Кузоватовском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии исходя из сведений о заработной плате, содержащихся в партийном билете члена КПСС. Иные документы о заработной плате за период работы с 1981 года по 1989 год в откормсовхозе им.К*** и совхозе «К***» представить было невозможно по причине утраты архивных документов в 1995 году в результате пожара. Однако ответчик отказал ему в конвертации пенсионных прав по данному документу. Полагал решение пенсионного органа незаконным, нарушающим его права на получение достойной пенсии. Просил суд признать решение УПФР в Кузоватовском районе от 10.12.2010 незаконным, отменить его, и обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом его заработка за ноябрь, декабрь 1983 года и за период с января 1985 года по декабрь 1989 года по его партийному билету №19*** от 15 февраля 1982 года.

 

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его  отменить, в иске Никифорову Д.М. отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом существенные нарушения норм материального права. Суд не принял во внимание, что истец является получателем трудовой пенсии по старости с 22.10.2010, при этом в основу расчета размера трудовой пенсии положены сведения о заработке истца в СПК «К***» с 2000 года по 2001 год по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Поскольку в пенсионном деле имеются сведения о заработке истца за иной период трудовой деятельности, косвенные документы, в частности, партийный билет с отметками об уплате членских взносов в целях перерасчета размера пенсии использован быть не может. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Постановление Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002, которым утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В возражение на кассационную жалобу Никифоров Д.М. просит оставить состоявшееся решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Материалами дела установлено, что Никифоров Д.М. с 22.10.2010 является получателем страховой части пенсии по старости. При назначении пенсии ее размер был исчислен исходя из заработка, полученного истцом в СПК «К***» с 2000 по 2001 г.г.

09.12.2010 Никифоров Д.М. обратился с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области о перерасчете размера пенсии на основании данных о размере заработка, содержащихся в партийном билете с отметкой об уплате членских взносов за период с ноября 1981 года по октябрь 1990 года, выданном Кузоватовским райкомом КПСС Ульяновской области. Однако ответчик отказал истцу в перерасчете трудовой пенсии по старости по причине представления им косвенного документа о заработной плате – партийного билета. 

Удовлетворяя требования истца об исчислении размера пенсии, исходя из данных, имеющихся в партийном билете, суд первой инстанции обоснованно исходил из принципа пенсионного обеспечения, базирующегося на том, что пенсии устанавливаются в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка.

Согласно ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установление трудовых пенсий осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания получения заработной платы в определенном размере.

Пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены. Минтруда России и Пенсионный фонд Российской Федерации подготовили и направили в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, Письмо от 27 ноября 2001 г. №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 с рекомендациями об организации работы по реализации права граждан на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, а также о возможности использования данных, косвенно подтверждающих индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В силу ст.55 ГПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, могут устанавливаться из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст.67 суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что Никифоров Д.М. в период с 03.03.1977 по 30.03.1985 работал в качестве агронома *** отделения, управляющего *** и *** отделений откормсовхоза им.К***, с 01.04.1985 по 26.03.1990 – в качестве старшего агронома семеновода в совхозе «К***» в Кузоватовском районе Ульяновской области. Сведения о заработке истца взяты из ведомостей по начислению заработной платы рабочим и служащим откомсовхоза им.К*** за 1977-1978 г.г., а также за 1981-1984 г.г. Вместе с тем сведения о заработке истца за ноябрь и декабрь 1983 года в данной справке отсутствуют. Однако в его партийном билете №19*** от 15.02.1982 имеются сведения о размере членских взносов, уплаченных им из заработной платы.

Свидетели М*** Р.Х., Э*** И.А. и К*** А.Е., работавшие в определенные периоды своей работы совместно с Никифоровым Д.М. в откормсовхозе им.К***, в совхозе «К***» и СПК «К***», подтвердили, что все они являлись членами КПСС и ежемесячно уплачивали с заработной платы членские взносы, размер которых определялся в соответствии с Уставом КПСС и  соответствующей инструкцией в процентном соотношении от заработка.

Из справки пожарной части №23 Управления государственной пожарной службы Ульяновской области МЧС России  №292 от 15.11.2010 усматривается, что 28.07.1995 в административном здании СПК «К***» в с.К*** Кузоватовского района Ульяновской области произошел пожар, в результате которого огнем было полностью уничтожено административное здание СПК «К***».

На сегодняшний день совхоз «К***» и откормсовхоз им.К*** в госреестре юридических лиц не значатся.

При таких обстоятельствах суд сделал объективный вывод о том, что истец фактически был лишен возможности подтверждения размера заработной платы иными доказательствами, кроме как партийным билетом.

Суд, оценив сведения, содержащиеся в партийном билете, показания свидетелей на предмет их достоверности и достаточности, обоснованно пришел к выводу, что возможен перерасчет трудовой пенсии истца исходя из размера заработной платы, указанной в партийном билете.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Все доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства, им в решении дана надлежащая оценка, которая не вызывает сомнений в ее правильности.

Проверив законность и обоснованность решения согласно ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения по ее доводам не находит.  

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи