Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение в стаж периода работы на должности секретаря парторганизации
Документ от 21.06.2011, опубликован на сайте 28.06.2011 под номером 26042, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                         Дело № 33-2194/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          21 июня 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Николаевском районе Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Николаевском районе Ульяновской области назначить Батину А*** Н*** досрочную трудовую пенсию по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с 09 марта 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Батина А.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Батин А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Николаевском районе Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 09 марта 2011 г.

Требования мотивированы тем, что 09 марта 2011 г. он обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на оснвоании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в этом ему было отказано из-за отсутствия необходимого педагогического стажа, в который не включен период его работы с 26.03.1985 г. по 30.11.1990 г. на выборной должности освобожденным секретарем парторганизации колхоза им. Ленина. Полагает, что спорный период в соответствии Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

 

Рассмотрев по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Николаевском районе Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование ссылается на применение судом нормативного акта, не подлежащего применению, а именно Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Считает, что право на включение периода работы в должности освобожденного секретаря парторганизации колхоза в специальный стаж могло возникнуть у истца только в том случае, если бы на момент действия указанного нормативного акта (до 01.10.1993 г.) он выработал не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Ответчик указывает, что согласно Инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации; работа по специальности, протекающая по совместительству, а также в качестве члена колхоза, не включается стаж для назначения пенсии за выслугу лет. В соответствии с архивной справкой в спорный период истец получал заработную плату не из бюджета партии, а в колхозе, выход Батина А.Н. из членов колхоза из представленных документов не усматривается. В определенные периоды работы в должности освобожденного секретаря партийной организации он выполнял обязанности председателя колхоза, в 1986 году введен в состав правления, то есть находился в трудовых отношениях с колхозом.

В жалобе также указывается, что в нарушение ст. 67 ГПК РФ суд при принятии решения не обосновал мотивы предпочтения одних доказательств над другими и взял за основу в качестве доказательства периода работы в должности секретаря партийной организации не первоисточник – протоколы заседаний бюро, а трудовую книжку.

 

Батин А.Н. в возражениях на кассационную жалобу просит решение суда оставить без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым дана в решении, суд пришел к объективному выводу об удовлетворении заявленных Батиным А.Н. требований.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В предшествующий период действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 г.; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г.; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г.

 

Из материалов дела следует, что Батин А.Н. с 26.03.1985 г. по 30.11.1990 г. работал секретарем парторганизации колхоза имени Ленина. Согласно архивной справке, выданной на основании протоколов заседаний бюро райкома КПСС, Батин А.Н. был утвержден секретарем парторганизации колхоза имени Ленина (протокол от 26.03.1985 г.).

Мотивом отказа во включении указанного периода работы в специальный стаж истца послужило то обстоятельство, что должность, в которой Батин А.Н. работал в спорный период, не включена в действующий в настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Между тем, с позицией пенсионного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период работы истца в должности секретаря парторганизации колхоза имени Ленина действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с пп. «а» пункта 1 указанного Положения в стаж работы учителей засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Таким образом, судом обоснованно включен в педагогической стаж истца период его работы с 26.03.1985 г. по 30.11.1990 г. в должности секретаря парторганизации колхоза имени Ленина.

Доводы кассационной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона.

Тот факт, что на момент, когда Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 утратило силу, у истца не было выработано 2/3 педагогического стажа, на правильность решения не влияет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

Доводы кассационной жалобы о неподтвержденности факта исключения Батина А.Н. из членов колхоза опровергаются материалами дела. Как следует из записей в трудовой книжке колхозника, 23.03.1985 г. он был уволен из членов колхоза. Архивные выписки из протоколов общих собраний и заседаний правления колхоза имени Ленина обратного не подтверждают. Получение истцом заработной платы за счет средств колхоза, его включение в состав правления и временное исполнение им обязанностей председателя колхоза в период отсутствия последнего обусловлено характером занимаемой должности секретаря парторганизации.

Противоречий между протоколами заседаний партбюро и записями в трудовой книжке о дате вступления истца в указанную должность не имеется. Запись в трудовой книжке сделана на основании протокола заседания бюро от 26.03.1985 г.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Николаевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи