Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обжалование действий должностных лиц по отказу в проведении розыска должника (алименты)
Документ от 14.06.2011, опубликован на сайте 15.07.2011 под номером 25944, 2-я гражданская, жалоба на бездействия должностных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Кузьмин С.М.                                             Дело № 33-2125/2011                                                                           

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             14 июня 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М., 

судей  Костюниной Н.В., Бабойдо И.А.,  

при секретаре Апариной К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ОВД по МО «Чердаклинский район» на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 03 мая 2011 года, по которому постановлено:

Требования Гусевой В*** В*** удовлетворить.

Признать отказ ОВД по МО «Чердаклинский район» в проведении розыскных мероприятий по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов незаконным.

Обязать ОВД по МО «Чердаклинский район» произвести розыскные мероприятия должника Гусева П*** П***, ***1979 года рождения, по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов в пользу Гусевой В*** В***.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Гусева В.В. обратилась в суд с жалобой на бездействие должностных лиц ОВД по МО «Чердаклинский район» и ОСП по Чердаклинскому району УФССП по Ульяновской области

В обосновании требований указала, что 12.01.2010 ОСП по Чердаклинскому району на основании судебного приказа от 15.12.2009года было возбуждено исполнительное производство № ***5/10 о взыскании алиментов с Гусева П.П. в ее пользу в размере ¼ части на содержание дочери Гусевой  Д.П., 2001 года рождения. Постановлением ОСП по Чердаклинскому району УФССП по Ульяновской области от 05.05.2010 года Гусев П.П. объявлен в розыск. ОВД по МО «Чердаклинский район», которому был поручен розыск, в проведении розыскных мероприятий было отказано. До настоящего времени место жительства Гусева П.П. не установлено, алименты с него не взыскиваются, чем нарушаются права ребенка. В связи с чем, с учетом уточненных требований просила признать отказ ОВД в проведении розыскных мероприятий по исполнительному документу, содержащему требования о взыскании алиментов незаконным и обязать ОВД по МО «Чердаклинскому району провести розыскные мероприятия должника Гусева П.П., 1979 года рождения по исполнительному документу, содержащему требования о взыскании  алиментов в пользу Гусевой В.В.

От жалобы в части требований к ОСП по Чердаклинскому району УФССП по Ульяновской области Гусева В.В. отказалась.

Определением Чердаклинского районного суда от 03.05.2011 года принят отказ Гусевой В.В. от жалобы в части требований к ОСП по Чердаклинскому району УФССП по Ульяновской области и производство по жалобе в данной части прекращено.

Рассмотрев жалобу, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе ОВД по МО «Чердаклинский район» просит решение суда отменить. В обосновании ссылается на пункт 2 приказа МВД России от 5 мая 1993 года № 213дсп, в соответствии с которым головным подразделением по организации розыскной работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации является криминальная милиция. Статья 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с указанным законом розыск лиц осуществляется при наличии возбужденного уголовного дела. В отношении Гусева П.П. уголовное дело не возбуждалось. Приказом МВД России от 5 мая 1993 года № 213дсп функции по розыску граждан - должников были возложены на подразделения паспортно-визовой службы. При выводе ФМС России из структуры МВД России законодательно не закреплена возможность территориальных органов ФМС России непосредственно осуществлять розыск должников в рамках возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов, вышеприведенный приказ остался без изменений. Возникший в нормативных актах пробел в части полномочий органов внутренних дел по заведению розыскных дел по розыску должников по делам о взыскании алиментов не позволяет в рамках розыскного дела проведение розыскных мероприятий аналогично по розыску обвиняемых и подсудимых, пропавших без вести и т.д. Таким образом, правовых оснований для проведения розыскных мероприятий у ОВД по МО «Чердаклинский район» не имеется. Также указывает, что с 1 марта 2011 года органы внутренних дел законодательно освобождены от выполнения несвойственных функций. Статья 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» содержит исчерпывающий перечень обязанностей, возложенных на полицию. В соответствии с частью 2 названной статьи иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Федеральный закон «О полиции», то есть правовая регламентация полномочий полиции является прерогативой федерального законодателя. В соответствии с пунктами 12 и 13 части первой статьи 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана осуществлять розыск и оказывать содействие в розыске широкого круга лиц. Однако функция розыска граждан-должников на органы внутренних дел Федеральным законом «О полиции» не возложена. Полагает, что оснований для признания отказа ОВД по МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в проведении розыскных мероприятий по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов незаконным, не имеется.

В связи с неявкой представителя ОВД по МО «Чердаклинский район», извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание кассационной инстанции, Гусевой В.В., судебного пристава исполнителя, просивших о рассмотрении жалобы в их отсутствии, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив  доводы  кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 12 января 2010 года на основании судебного приказа от 15.12.2009, выданного мировым судьей судебного участка № 8 Заволжского района г. Ульяновска, ОСП по Чердаклинскому району было возбуждено исполнительное производство № ***5/10 о взыскании с Гусева П.П. в пользу Гусевой В.В. алиментов в размере ¼ всех видов заработка на содержание дочери Дарьи, 2002 года рождения.

03.03.2010, 04.05.2010, 29.12.2010 судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердаклинскому району составлены акты о совершении исполнительных действий, из которых следует, что должник Гусев П.П. в д. Р***, ул. *** Ч*** района не зарегистрирован и не проживает. Со слов родителей и жителей села проживает в г. Москве.

Как следует из материалов исполнительного производства последнее место регистрации Гусева П.П. Ставропольский край, г. Игнатово, ул. Ш***, откуда он снят с регистрационного учета 28.05.2001 года. В настоящее время сведений о регистрации Гусева П.П. на территории Ульяновской области не имеется.

05.05.2010 судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердаклинскому району УФССП по Ульяновской области Гусев П.П. объявлен в розыск. Производство розыска поручено ОВД по МО «Чердаклинский район». Производство по исполнительному производству приостановлено в связи с розыском должника.

Письмом № 74/808 от 22.03.2011, направленным в адрес ОСП по Чердаклинскому району УФССП по Ульяновской области, начальник КМ ОВД по МО «Чердаклинский район» сообщил, что объявление розыска лиц по исполнительным документам не входит в компетенцию КМ ОВД.

Признавая данный отказ необоснованным, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007             № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника. Розыск должника осуществляется органами внутренних дел.

Статьей 2 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» определено, что розыск лиц является одним из основных направлений деятельности полиции.

Согласно ч.1 ст.54 названного закона, полиция до передачи соответствующим органам и организациям обязанностей по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, по организации работы медицинских вытрезвителей, по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, по розыску должника, его имущества, по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц продолжает выполнять указанные обязанности, но не позднее 1 января 2012 года.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в настоящее время не существует структурного подразделения ОВД - паспортно-визовой службы, на которую в соответствии с Приказом МВД России № 213-дсп от 05 мая 1993 года были возложены обязанности по розыску должников, не снимает обязанности с органов внутренних дел осуществлять розыск должников по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов,  поскольку эта обязанность возложена на органы внутренних дел федеральным законом.

Указанный вывод суда в полной мере согласуется с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (04.11.50), из смысла которого следует, что исполнение судебных решений, особенно в установленные сроки, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на справедливый суд. Право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда» (дело Hornsby с. Grece Rec. 1997-II, fasc. 33).

При таких обстоятельствах, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения они повлечь не могут.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 03 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОВД по МО «Чердаклинский район» -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи