УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И.
Дело № 33-2045/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
г.Ульяновск
14 июня 2011
год
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Нефёдова О.Н. и Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Леоновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
кассационной жалобе Радченко С*** А***, представляющего интересы Тезетевых Г***
В*** и А*** В***, на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28
апреля 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования Тезетева А*** В***, Тезетевой Г*** В*** к
Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской
области, Министерству финансов Нижегородской области, Министерству социальной
политики Нижегородской области о взыскании единовременного пособия – оставить
без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения Радченко
С.А., представляющего интересы Тезетевых А.В., Г.В., поддержавшего доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тезетевы А.В., Г.В. в лице своего представителя Радченко
С.А. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации,
Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов Нижегородской
области, Министерству социальной политики Нижегородской области о взыскании
единовременного пособия в размере 1 000 000 рублей в равных долях
каждому, судебных расходов.
Иск мотивирован тем, что 09 августа 2010 года их сын младший
сержант Т*** В*** А*** принимал участие в ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации природного характера на территории Ядерного Центра ЗАТО г.Саров Нижегородской
области. Выполняя задачу по тушению очагов возгорания в районе 10-й заставы, он
погиб. Указом Президента РФ №966 от 02
августа 2010 года «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с
обеспечением пожарной безопасности», Распоряжением Правительства РФ №1286-р от
30 июля 2010 года, Постановлением Правительства Нижегородской области №460 от
02 августа 2010 года «Об утверждении порядка предоставления мер социальной
поддержки гражданам, пострадавшим в результате лесных пожаров, произошедших на
территории Нижегородской области в 2010 году», Законом Нижегородской области от
11 ноября 2010 года «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в
результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области
в 2010 году» предусмотрено оказание финансовой помощи бюджетам Нижегородской и
Ульяновской областей для ликвидации последствий природных пожаров, а также
предусмотрены меры социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия
членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из
расчета 1 000 000 рублей на каждого погибшего (умершего).
Государственные органы, куда обращались истцы, в указанной выплате им отказали.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное
выше.
В кассационной жалобе Радченко С.А., представляющий интересы
Тезетевых А.В., Г.В., просит решение отменить, вынести новое решение об
удовлетворении иска в полном объеме. Жалоба мотивирована несогласием с выводом
суда о том, что указанные в иске нормативные акты направлены на социальную
защиту именно гражданского населения, в частности, населения Нижегородской
области, пострадавшего от пожаров в 2010 году, и на лиц из числа
военнослужащих, участвовавших в ликвидации этих пожаров, данные меры социальной
поддержки не распространяются. По мнению автора жалобы, при получении
гражданином статуса военнослужащего он получает дополнительные гарантии и не
утрачивает гражданские права и обязанности гражданина. Поэтому истцы, как члены
семьи гражданина, погибшего в результате природных пожаров, имеют право на
получение единовременного пособия в размере 1 000 000 рублей. Также
судом не принято во внимание мнение третьих лиц МВД РФ и в\ч 3274, подержавших
позицию истцов.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство финансов
Ульяновской области считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не
подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дне
и времени слушания дела. Министерство финансов Нижегородской области и
Министерство социальной политики Нижегородской области просили рассмотреть дело
в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02
августа 2010 года №460 был утвержден Порядок предоставления мер социальной
поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших
на территории Нижегородской области в 2010 году.
16 ноября 2010 года принят Закон Нижегородской области
№177-З «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате
природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010
году», распространяющий свое действии на правоотношения, возникшие с 30 июля
2010 года.
Пункт 1.2 постановления Правительства Нижегородской области
и статья 9 Закона Нижегородской области предусматривают выплату единовременного
пособия членам семей погибших (умерших) граждан в размере 1 000 000
рублей в равных долях каждому члену семьи, и в частности родителям.
Согласно содержанию указанных нормативных правовых актов, их
действие распространяется на граждан Российской Федерации, пострадавших в
результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области
в 2010 году, а также членов семей граждан, погибших (умерших) в результате
природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010
году.
Тезетев В*** А*** – военнослужащий войсковой части 3450
погиб при ликвидации пожаров на территории Нижегородской области 10 августа
2010 года.
Отказывая истцам в удовлетворении иска, суд первой инстанции
пришел к выводу, что указанные выше Закон Нижегородской области и постановление
Правительства Нижегородской области направлены на социальную защиту
гражданского населения Нижегородской области, пострадавшего от пожаров в 2010
году, и на лиц из числа военнослужащих, участвовавших в ликвидации этих пожаров
и каким-либо образом пострадавших в результате этого, не распространяются.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда
первой инстанции, поскольку этот вывод не основан на буквальном толковании
нормативных правовых актов Нижегородской области.
Ни Закон Нижегородской области от 16 ноября 2010 года
№177-З, ни постановление Правительства Нижегородской области от 02 августа 2010
года №460 не содержат указания на то, на какую категорию граждан их действие не
распространяется.
В данных актах указано, что их действие распространяется на
граждан Российской Федерации, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших
на территории Нижегородской области в 2010 году, а также членов семей граждан,
погибших (умерших) в результате природных пожаров, произошедших на территории
Нижегородской области в 2010 году.
Из буквального толкования этих нормативных правовых актов
следует, что критерием отнесения граждан Российской Федерации к имеющим право
на предусмотренные меры социальной поддержки является возникновение
неблагоприятных для них последствий в результате пожаров летом 2010 года на
территории Нижегородской области. Других критериев эти акты не содержат.
Т*** В.А. погиб 10 августа 2010 года на территории
Нижегородской области, при ликвидации пожаров.
В силу статьи 9 Закона Нижегородской области от 16 ноября
2010 года и пункта 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки
гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на
территории Нижегородской области в 2010 году от 02 августа 2010 года №460,
родители погибшего Т*** В.А. имеют право на единовременное пособие в размере 1 000 000
рублей в равных долях каждый.
Позиция ответчика Министерства социальной политики
Нижегородской области, а также вывод суда о том, что родители Т*** В.А. имеют
право на выплаты в связи с гибелью сына по Федеральному закону «О статусе военнослужащих», не может являться основанием для отказа в
удовлетворении данного иска.
Как уже было указано, нормативные правовые акты
Нижегородской области не содержат в себе указания на нераспространение их
действия на военнослужащих, пострадавших в результате пожаров на территории
Нижегородской области летом 2010 года.
Положения
статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во
взаимосвязи со статьей 5 Федерального закона "Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан,
призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы,
органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" имеют
целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения членам семьи
вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащих, погибших при исполнении
обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией
Российской Федерации прав и компенсации негативных последствий.
Между
тем выплачиваемые данной категории граждан страховые суммы и единовременные
пособия являются обязательством государства, связанным именно с особым статусом
военнослужащих, и не связаны с обязанностью конкретного субъекта Российской
Федерации, взятой им на себя в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной
ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Оснований
полагать, что Закон Нижегородской области и постановление Правительства
Нижегородской области ставят в неравное положение одних пострадавших в
результате пожаров граждан по сравнению с другими пострадавшими на территории
Нижегородской области гражданами, у судебной коллегии не имеется.
В
силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости
удовлетворения иска Тезетевых в полном объеме.
Обязанность
по выплате возлагается на Министерство социальной политики Нижегородской
области, поскольку Министерство
является органом исполнительной власти Нижегородской
области,
осуществляющим функции по реализации государственной политики
и осуществлению управления в сфере социальной
поддержки, организует
исполнение нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляет
функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного
бюджета, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство
функций, в пределах полномочий обеспечивает единообразное применение
законодательства и осуществляет контроль за реализацией прав граждан на
предоставление мер социальной
поддержки ( социальных
пособий, выплат, субсидий, компенсаций и прочих выплат). Кроме того, работа по
формированию списков получателей единовременного пособия на момент рассмотрения
данного дела завершена.
В
силу статьи 98 ГПК РФ с Министерства социальной политики Нижегородской области
следует также взыскать государственную пошлину, оплаченную Тезетевыми при
подаче иска в суд, в размере 6 600 рублей каждому.
Поскольку
по делу не требуется сбор новых доказательств, судебная коллегия, отменяя
решение суда первой инстанции, выносит новое решение.
Руководствуясь
статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2011 года отменить. Вынести
по делу новое решение, которым иск Тезетевых А*** В*** и Г*** В***
удовлетворить.
Взыскать
с Министерства социальной политики Нижегородской области единовременное пособие
в пользу Тезетева А*** В*** – 500 000 рублей (пятьсот тысяч рублей), в
пользу Тезетевой Г*** В*** – 500 000 рублей (пятьсот тысяч рублей),
возврат государственной пошлины в пользу Тезетевых А*** В*** и Г*** В*** по
6 600 рублей (шесть тысяч шестьсот рублей) каждому, с перечислением
взысканных сумм на счета, открытые Тезетевыми в ОАО АК Сбербанк России.
Председательствующий
Судьи