Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание единовременного пособия членам семьи погибшего в связи с пожарами
Документ от 14.06.2011, опубликован на сайте 05.07.2011 под номером 25846, 2-я гражданская, О взыскании единовременного пособия членам семьи погибшего в результате природных пожаров в 2010 году, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                           Дело № 33-2045/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                        14 июня 2011 год

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Нефёдова О.Н. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Леоновой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Радченко С*** А***, представляющего интересы Тезетевых Г*** В*** и А*** В***, на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Тезетева А*** В***, Тезетевой Г*** В*** к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о взыскании единовременного пособия – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения Радченко С.А., представляющего интересы Тезетевых А.В., Г.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тезетевы А.В., Г.В. в лице своего представителя Радченко С.А. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о взыскании единовременного пособия в размере 1 000 000 рублей в равных долях каждому, судебных расходов.

 

Иск мотивирован тем, что 09 августа 2010 года их сын младший сержант Т*** В*** А*** принимал участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера на территории Ядерного Центра ЗАТО г.Саров Нижегородской области. Выполняя задачу по тушению очагов возгорания в районе 10-й заставы, он погиб.  Указом Президента РФ №966 от 02 августа 2010 года «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности», Распоряжением Правительства РФ №1286-р от 30 июля 2010 года, Постановлением Правительства Нижегородской области №460 от 02 августа 2010 года «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате лесных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году», Законом Нижегородской области от 11 ноября 2010 года «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году» предусмотрено оказание финансовой помощи бюджетам Нижегородской и Ульяновской областей для ликвидации последствий природных пожаров, а также предусмотрены меры социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета 1 000 000 рублей на каждого погибшего (умершего). Государственные органы, куда обращались истцы, в указанной выплате им отказали.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Радченко С.А., представляющий интересы Тезетевых А.В., Г.В., просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Жалоба мотивирована несогласием с выводом суда о том, что указанные в иске нормативные акты направлены на социальную защиту именно гражданского населения, в частности, населения Нижегородской области, пострадавшего от пожаров в 2010 году, и на лиц из числа военнослужащих, участвовавших в ликвидации этих пожаров, данные меры социальной поддержки не распространяются. По мнению автора жалобы, при получении гражданином статуса военнослужащего он получает дополнительные гарантии и не утрачивает гражданские права и обязанности гражданина. Поэтому истцы, как члены семьи гражданина, погибшего в результате природных пожаров, имеют право на получение единовременного пособия в размере 1 000 000 рублей. Также судом не принято во внимание мнение третьих лиц МВД РФ и в\ч 3274, подержавших позицию истцов.

 

В возражениях на кассационную жалобу Министерство финансов Ульяновской области считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дне и времени слушания дела. Министерство финансов Нижегородской области и Министерство социальной политики Нижегородской области просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

 

Проверив материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 августа 2010 года №460 был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году.

 

16 ноября 2010 года принят Закон Нижегородской области №177-З «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году», распространяющий свое действии на правоотношения, возникшие с 30 июля 2010 года.

 

Пункт 1.2 постановления Правительства Нижегородской области и статья 9 Закона Нижегородской области предусматривают выплату единовременного пособия членам семей погибших (умерших) граждан в размере 1 000 000 рублей в равных долях каждому члену семьи, и в частности родителям.

 

Согласно содержанию указанных нормативных правовых актов, их действие распространяется на граждан Российской Федерации, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году, а также членов семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году.

 

Тезетев В*** А*** – военнослужащий войсковой части 3450 погиб при ликвидации пожаров на территории Нижегородской области 10 августа 2010 года.

 

Отказывая истцам в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные выше Закон Нижегородской области и постановление Правительства Нижегородской области направлены на социальную защиту гражданского населения Нижегородской области, пострадавшего от пожаров в 2010 году, и на лиц из числа военнослужащих, участвовавших в ликвидации этих пожаров и каким-либо образом пострадавших в результате этого, не распространяются.

 

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку этот вывод не основан на буквальном толковании нормативных правовых актов Нижегородской области.

 

Ни Закон Нижегородской области от 16 ноября 2010 года №177-З, ни постановление Правительства Нижегородской области от 02 августа 2010 года №460 не содержат указания на то, на какую категорию граждан их действие не распространяется.

 

В данных актах указано, что их действие распространяется на граждан Российской Федерации, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году, а также членов семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году.

 

Из буквального толкования этих нормативных правовых актов следует, что критерием отнесения граждан Российской Федерации к имеющим право на предусмотренные меры социальной поддержки является возникновение неблагоприятных для них последствий в результате пожаров летом 2010 года на территории Нижегородской области. Других критериев эти акты не содержат.

 

Т*** В.А. погиб 10 августа 2010 года на территории Нижегородской области, при ликвидации пожаров.

В силу статьи 9 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2010 года и пункта 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году от 02 августа 2010 года №460, родители погибшего Т*** В.А. имеют право на единовременное пособие в размере 1 000 000 рублей в равных долях каждый.

 

Позиция ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области, а также вывод суда о том, что родители Т*** В.А. имеют право на выплаты в связи с гибелью сына по Федеральному закону «О статусе военнослужащих»,  не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного иска.

 

Как уже было указано, нормативные правовые акты Нижегородской области не содержат в себе указания на нераспространение их действия на военнослужащих, пострадавших в результате пожаров на территории Нижегородской области летом 2010 года.

 

Положения статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи со статьей 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" имеют целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения членам семьи вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав и компенсации негативных последствий.

 

Между тем выплачиваемые данной категории граждан страховые суммы и единовременные пособия являются обязательством государства, связанным именно с особым статусом военнослужащих, и не связаны с обязанностью конкретного субъекта Российской Федерации, взятой им на себя в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

 

Оснований полагать, что Закон Нижегородской области и постановление Правительства Нижегородской области ставят в неравное положение одних пострадавших в результате пожаров граждан по сравнению с другими пострадавшими на территории Нижегородской области гражданами, у судебной коллегии не имеется.

 

В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска Тезетевых в полном объеме.

 

Обязанность по выплате возлагается на Министерство социальной политики Нижегородской области, поскольку Министерство  является органом исполнительной власти  Нижегородской   области, осуществляющим функции по реализации государственной  политики  и осуществлению управления в сфере  социальной  поддержки,  организует исполнение нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета, предусмотренных для реализации возложенных на  Министерство  функций, в пределах полномочий обеспечивает единообразное применение законодательства и осуществляет контроль за реализацией прав граждан на предоставление мер  социальной  поддержки ( социальных  пособий, выплат, субсидий, компенсаций и прочих выплат). Кроме того, работа по формированию списков получателей единовременного пособия на момент рассмотрения данного дела завершена.

 

В силу статьи 98 ГПК РФ с Министерства социальной политики Нижегородской области следует также взыскать государственную пошлину, оплаченную Тезетевыми при подаче иска в суд, в размере 6 600 рублей каждому.

 

Поскольку по делу не требуется сбор новых доказательств, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, выносит новое решение.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2011 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым иск Тезетевых А*** В*** и Г*** В*** удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной политики Нижегородской области единовременное пособие в пользу Тезетева А*** В*** – 500 000 рублей (пятьсот тысяч рублей), в пользу Тезетевой Г*** В*** – 500 000 рублей (пятьсот тысяч рублей), возврат государственной пошлины в пользу Тезетевых А*** В*** и Г*** В*** по 6 600 рублей (шесть тысяч шестьсот рублей) каждому, с перечислением взысканных сумм на счета, открытые Тезетевыми в ОАО АК Сбербанк России.

 

Председательствующий

 

Судьи