Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 07.06.2011, опубликован на сайте 27.06.2011 под номером 25693, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизова Н.В.                                                                     Дело № 33-1930/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                07 июня 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 05 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск Чугунова А*** П*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Чугунову А*** П*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения военной службы по призыву с 12 мая 1974 года по 23 июня 1976 года (2 года 1 месяц 11 дней), период работы с 09 октября 1985 года по 21 сентября 1989 года в должности освобожденного секретаря партийной организации колхоза «Путь к коммунизму» Майнского района Ульяновской области (3 года 11 месяцев 12 дней) и назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 02 декабря 2010 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Чугунова А.П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия  

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чугунов А.П. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получил отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа, в который пенсионный орган не включил период прохождения им военной службы по призыву с 12.05.1974 по 23.06.1976, а также период работы с 09.10.1985 по 21.09.1989 в должности освобожденного секретаря партийной организации колхоза «Путь к коммунизму» Майнского района и период работы с 22.09.1989 по 18.07.1991 в должности председателя колхоза «Путь к коммунизму». Полагая решение УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе незаконным, просил суд обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 02.12.2010.

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, постановить по делу новое судебное решение, которым отказать Чугунову А.П. в зачете в специальный стаж периода прохождения военный службы по призыву и периода работы в должности освобожденного секретаря партийной организации колхоза «Путь к коммунизму», взыскать с истца 2000 руб., уплаченные ответчиком в качестве государственной пошлины. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением действующего законодательства, поскольку Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, а также Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривается возможность включения в специальный педагогический стаж периодов службы в рядах вооруженных сил и периодов работы на выборной должности. Суд необоснованно применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, утратившее силу 01.10.1993. Таким образом, право у Чугунова А.П. на льготную пенсию до указанной даты не возникло, в связи с чем пенсионный орган обоснованно отказал ему в назначении досрочной пенсии. Не было учтено судом и то обстоятельство, что в период, предшествовавший службе в Вооруженных Силах СССР, а также непосредственно после ее окончания истец не работал в должности, дающей право на льготную пенсию.

В возражение на кассационную жалобу Чугунов А.П. просит оставить состоявшееся решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Чугунов А.П. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области от 02.03.2011 ему было отказано в назначении льготной пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. По подсчету ответчика специальный трудовой стаж истца на день его обращения в пенсионный орган составил 19 лет 4 месяца 14 дней вместо необходимых 25 лет. В специальный стаж не был засчитан период прохождения военной службы по призыву с 12.05.1974 по 23.06.1976, а также период работы с 09.10.1985 по 21.09.1989 в должности освобожденного секретаря партийной организации колхоза «Путь к коммунизму» Майнского района и период работы с 22.09.1989 по 18.07.1991 в должности председателя колхоза «Путь к коммунизму».

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения иска Чугунова А.П.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца в армии, работы в должности секретаря партийной организации, председателя колхоза действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе выборная и другая работа в партийных и комсомольских органах, работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных сил СССР.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма №1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении пп. «а» п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Согласно требованиям пункта 4 приведенного выше Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Чугунов А.П. был призван на действительную военную службу и направлен в часть 12.05.1974, демобилизован в запас 23.06.1976, с 09.10.1985 по 21.09.1989 работал на выборной должности секретаря партийной организации колхоза «Путь к коммунизму», с 19.07.1991 стал осуществлять педагогическую деятельность в К*** средней школе.

О том, что работа истца в период с 09.10.1985 по 21.09.1989 была выборной, свидетельствует запись в трудовой книжке.

Условие, предусмотренное п.4 Положения, соблюдено.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в календарном порядке в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. При этом требований о том, чтобы трудовая деятельность по работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, предшествовала службе в армии, а также имела место непосредственно после ее окончания, приведенные выше нормы не содержат.

При таких обстоятельствах вышеуказанные периоды работы подлежат включению в стаж работы Чугунова А.П. по специальности.

В этой связи следует признать обоснованной ссылку районного суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П. 

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм материального права.

В остальной части решение сторонами не оспаривается. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 05 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи