Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью
Документ от 07.06.2011, опубликован на сайте 27.06.2011 под номером 25624, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Глухов А.В.                                                                         Дело-33-1929 -2011 г.                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               07  июня  2011 года                                                                  

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Канина В*** А*** и Управления Пенсионного Фонда  Российской  Федерации (государственное учреждение)  в  Майнском районе Ульяновской области  на решение Майнского районного суда  Ульяновской области  от 03 мая  2011 года, по которому постановлено:

Иск Канина В*** А*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Канину В*** А***  в специальный стаж,  дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 22 апреля  1983 года по 25 июня 1985  года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Канина В*** А*** судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. 

В остальной части заявленных требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Канина В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Канин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о включении в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.  В обоснование иска указал, что с 15 августа 1989 года по настоящее время занимается педагогической деятельностью, работает учителем физической культуры в МОУ - С*** средней общеобразовательной школе. Решением ответчика от 27.12.2010 года ему отказано в  досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который не включен период  прохождения им военной службы по призыву в ПВ КГБ СССР с 22.04.1983 года по 26.06.1985 года (2 года 2 месяца 4 дня). Просил включить указанный период в его специальный стаж в льготном исчислении -  из расчета один день службы за два дня работы и обязать ответчика назначить ему досрочную  трудовую пенсию по старости с 27.12.2010 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  Канин В.А. не соглашается с решением суда в части зачета периода службы в армии в стаж в календарном исчислении. Указывает, что в соответствии  со ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) один день военной службы – за два дня работы.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного Фонда  Российской  Федерации (государственное учреждение)  в  Майнском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что решение суда не соответствует Правилам исчисления трудового стажа для досрочного назначения пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а также  Правилам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, которые действовали на момент обращения истца за назначением пенсии. Указанные нормативные акты не предусматривают возможности включения в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов прохождения военной службы по призыву.  Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которое применил суд к спорным отношениям, предусматривал включение периодов прохождения службы в Вооруженных Силах СССР при условии выработки 2/3 специального стажа. Данное условие истцом выполнено не было. Не соглашаются с выводом суда о взыскании с них государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В возражениях на кассационную жалобу УПФ РФ в Майнском районе Ульяновской области  Канин В.А. указывает на неправомерность доводов пенсионного органа.

Дело рассмотрено в отсутствие УПФ РФ в Майнском районе Ултьяновской области, извещеннонного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе Ульяновской области от 25.03.2011 года  Канину В.А.  отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого  25-летнего стажа на соответствующих видах работ, в который засчитано 21 год 4 месяца 10 дней, страховой стаж - 26 лет 2 месяца 9 дней.

В специальный стаж истца не включен период прохождения им военной службы по призыву в ПВ КГБ СССР с 22.04.1983 года по 26.06.1985 года (2 года 2 месяца 4 дня).

Оспаривая решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Канин В.А. полагал, что служба в армии должна быть зачтена в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,  из расчета один год службы  за два года работы.

Принимая решение об отказе  в удовлетворении заявленных требований в этой части, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж Канина В.А. периода прохождения им военной службы по призыву в льготном порядке и  зачел данный период в календарном исчислении.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено,  что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины,  достигшие возраста 60 лет,  и женщины,  достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,  установленного ст. 7 настоящего Федерального закона,  лицам,  не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ,  профессий,  должностей,  специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,  правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет  в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

В силу пункта 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР.

В период прохождения срочной военной службы истцом действовало  Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.

Поскольку период службы Канина В.А. в пограничных войсках КГБ СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, суд первой инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям ранее действующее законодательство  и включил период службы Канина В.А. в Вооруженных Силах  СССР в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства, как правильно отметил суд, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Однако ссылка истца на необходимость применения при исчислении его специального стажа  положений п.3 ст. 10 Федерального закона  «О статусе военнослужащих» несостоятельна, поскольку они применяются только к тому кругу лиц, который определен данным законом. Вопросы назначения пенсии лицам, которые занимаются педагогической деятельностью, регулируются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлениями Правительства об утверждении Правил исчисления специального стажа, которые не предусматривают возможность включения в педагогический стаж для назначения пенсии периода прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении.

Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П  в отношении граждан, приобретших  пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Доводы кассационной жалобы ответчика об отсутствии у истца по состоянию на 01.10.1993 года 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет 8 месяцев), судебная коллегия находит несостоятельными.  Толкование пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приводимое ответчиком в кассационной жалобе, является ошибочным и не может повлечь отмену решения суда.

Государственная пошлина взыскана судом в соответствии с требованиями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому основания для отмены решения в этой части отсутствуют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда  Ульяновской области  от 03 мая  2011 года оставить  без изменения, а  кассационные жалобы Канина В*** А*** и Управления Пенсионного Фонда  Российской  Федерации (государственное учреждение)  в  Майнском районе Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи