У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Глухов
А.В. Дело-33-1929 -2011
г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
07 июня
2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Канина В***
А*** и Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской
области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 03 мая
2011 года, по которому постановлено:
Иск Канина В*** А***
удовлетворить частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском
районе Ульяновской области включить Канину В*** А*** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в
связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по
призыву с 22 апреля 1983 года по 25 июня
1985 года.
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Майнском районе Ульяновской области в пользу Канина В*** А*** судебные
расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В остальной части
заявленных требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения
Канина В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Канин В.А. обратился
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о включении
в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву в льготном
исчислении, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании
судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В обоснование иска указал, что с 15 августа
1989 года по настоящее время занимается педагогической деятельностью, работает
учителем физической культуры в МОУ - С*** средней общеобразовательной школе.
Решением ответчика от 27.12.2010 года ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по
старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимого
специального стажа, в который не включен период
прохождения им военной службы по призыву в ПВ КГБ СССР с 22.04.1983 года
по 26.06.1985 года (2 года 2 месяца 4 дня). Просил включить указанный период в
его специальный стаж в льготном исчислении -
из расчета один день службы за два дня работы и обязать ответчика
назначить ему досрочную трудовую пенсию
по старости с 27.12.2010 года.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Канин В.А. не соглашается с
решением суда в части зачета периода службы в армии в стаж в календарном
исчислении. Указывает, что в соответствии
со ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 79-ФЗ «О статусе
военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту
засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной
службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета
один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на
военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в
соответствии с Указом Президента РФ) один день военной службы – за два дня работы.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области
не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы
указывает, что решение суда не соответствует Правилам исчисления трудового
стажа для досрочного назначения пенсии, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а также
Правилам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991
№463, которые действовали на момент обращения истца за назначением пенсии.
Указанные нормативные акты не предусматривают возможности включения в
педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов
прохождения военной службы по призыву.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которое
применил суд к спорным отношениям, предусматривал включение периодов
прохождения службы в Вооруженных Силах СССР при условии выработки 2/3
специального стажа. Данное условие истцом выполнено не было. Не соглашаются с выводом
суда о взыскании с них государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В возражениях на
кассационную жалобу УПФ РФ в Майнском районе Ульяновской области Канин В.А. указывает на неправомерность
доводов пенсионного органа.
Дело рассмотрено в
отсутствие УПФ РФ в Майнском районе Ултьяновской области, извещеннонного о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная
коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции
исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных
прав граждан УПФ РФ в Майнском районе Ульяновской области от 25.03.2011
года Канину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой
пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа на соответствующих видах
работ, в который засчитано 21 год 4 месяца 10 дней, страховой стаж - 26 лет 2
месяца 9 дней.
В специальный стаж
истца не включен период прохождения им военной службы по призыву в ПВ КГБ СССР
с 22.04.1983 года по 26.06.1985 года (2 года 2 месяца 4 дня).
Оспаривая решение пенсионного органа
об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Канин В.А.
полагал, что служба в армии должна быть зачтена в его специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из расчета один год службы за два года работы.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных
требований в этой части, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для
включения в специальный стаж Канина В.А. периода прохождения им военной службы
по призыву в льготном порядке и зачел
данный период в календарном исчислении.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Статьей 7
Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» предусмотрено, что
право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины,
достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с
п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста,
установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам,
не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях
для детей, независимо от их возраста.
Списки
соответствующих работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы
(деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3
Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах
и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01
ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.
В силу пункта 3
Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 за данными
педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за
выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР.
В период прохождения срочной военной службы
истцом действовало Постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа
для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что
учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж
работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в
составе Вооруженных сил СССР.
Поскольку период службы Канина В.А. в
пограничных войсках КГБ СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002
года, то есть до установления нового правового регулирования назначения
досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, суд первой инстанции
правомерно применил к спорным правоотношениям ранее действующее
законодательство и включил период службы
Канина В.А. в Вооруженных Силах СССР в
его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости.
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства, как правильно отметил суд, повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
Однако ссылка истца
на необходимость применения при исчислении его специального стажа положений п.3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» несостоятельна,
поскольку они применяются только к тому кругу лиц, который определен данным
законом. Вопросы назначения пенсии лицам, которые занимаются педагогической
деятельностью, регулируются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
Постановлениями Правительства об утверждении Правил исчисления специального
стажа, которые не предусматривают возможность включения в педагогический стаж
для назначения пенсии периода прохождения военной службы по призыву в льготном
исчислении.
Доводы жалобы о том,
что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года,
не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для
отмены решения.
Вышеуказанное
постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22
сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие
положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям,
поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к
целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав
и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное
ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом
правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29
января 2004 года № 2-П в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Доводы кассационной
жалобы ответчика об отсутствии у истца по состоянию на 01.10.1993 года 2/3
специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет
8 месяцев), судебная коллегия находит несостоятельными. Толкование пункта 4 Положения о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приводимое
ответчиком в кассационной жалобе, является ошибочным и не может повлечь отмену
решения суда.
Государственная
пошлина взыскана судом в соответствии с требованиями ст. 98 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому основания для отмены
решения в этой части отсутствуют.
В силу
изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Майнского
районного суда Ульяновской области от 03 мая
2011 года оставить без изменения,
а кассационные жалобы Канина В*** А*** и
Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Майнском районе Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи