Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нанимателем действий (бездействия) управляющей организации
Документ от 24.05.2011, опубликован на сайте 31.05.2011 под номером 25376, 2-я гражданская, о признании действий незаконными,взыскании незаконно удержанных денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                          Дело № 33-1823/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              24 мая 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Костенко А.П.  и  Маслюкова П.А.

при секретаре  Гайнулине Р.Р.                  

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Лукманова Р.Ф. Лукманова Р.Р. на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 апреля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Лукманова Р*** Ф***, Лукмановой Т*** А*** и Лукмановой М*** Р*** удовлетворить частично.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по непредоставлению Лукманову Р*** Ф*** информации в письменном виде об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с января 2009 года.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по непредоставлению Лукмановой Т*** А*** и Лукмановой М*** Р*** информации в письменном виде об изменении размера за коммунальные услуги, тарифов и нормативов за 30 дней до дня выставления платежных документов.

В удовлетворении остальной части иска Лукманову Р*** Ф***, Лукмановой Т*** А*** и Лукмановой М*** Р*** отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в доход муниципального образования «город Ульяновск»  государственную пошлину в размере 200 рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Лукманова Р.Ф. и Лукмановой Т.А. Лукманова Р.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лукманов Р.Ф. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» о признании действий незаконными, взыскании удержанных денежных средств и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что проживает в муниципальной квартире по адресу: г. У***, ул. ***, ***-***, регулярно оплачивает коммунальные услуги за данную квартиру. ООО «РЭС», являющееся управляющей компанией по обслуживанию данного жилого дома, ненадлежащим образом исполняет свои обязательства. В частности, в 2008 году с него были удержаны денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг за содержание и ремонт жилья за февраль и март. В данных квитанциях отсутствует информация о том, что входит в состав услуги «содержание и ремонт жилья», следовательно, данная услуга не оказывалась и взимание за нее оплаты являлось необоснованным. Действиями ответчика по незаконному начислению ему денежных сумм за услугу, которая фактически не оказывалась, ему причинен моральный вред.

Кроме того, ООО «РЭС» завышало тарифы на содержание и ремонт жилья, подлежащие уплате с 01.01.2007, с 01.01.2009, с 01.01.2010, поскольку вопрос о размере платы за содержание и ремонт жилья на 2007, 2009, 2010 г.г. на общих собраниях жильцов дома не решался; не представило жильцам отчет о выполнении договора управления за 2008 год и не доводило до их сведения информацию об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с января 2009 года.

Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, истец просил признать незаконными действия ООО «РЭС» по взиманию платы за услугу «содержание и ремонт жилья» за февраль и март 2008 года, взыскать в его пользу незаконно удержанные денежные средства за данную услуг в сумме 1188 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.; признать незаконными действия ООО «РЭС» по завышению тарифа за содержание и ремонт жилья с 01.01.2007, с 01.01.2009, с 01.01.2010; по непредставлению отчета о выполнении договора управления за 2008 год и информации об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с января 2009 года; обязать ответчика представить отчет о выполнении договора управления за 2008 год; обязать ответчика взимать плату за содержание и ремонт жилья в соответствии с тарифом, утвержденным общим собранием жителей многоквартирного дома; уведомлять о повышении тарифа за содержание и ремонт жилья и представлять копию протокола общего собрания жителей дома.

В ходе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц  Лукманову Т.А. и Лукманову М.Р., которые заявили самостоятельные исковые требования о признании незаконными действий ООО «РЭС» по завышению тарифа за содержание и ремонт жилья с 01.01.2008, признании незаконными действий ООО «РЭС» по непредставлению информации в письменном виде об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов за 30 дней до дня выставления платежных документов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Лукманова Р.Ф. Лукманов Р.Р. не соглашается с решением суда, просит его изменить и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. При этом указывает, что в нарушение ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответчик никогда не предоставлял жильцам дома отчет об управлении многоквартирным домом. Суд не учел данное обстоятельство, а также не принял во внимание, что истец не владел  информацией об услуге «содержание и ремонт жилья». В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ вопрос о размере платы за данную услугу решается на общем собрании собственников жилых помещений в доме. В ходе рассмотрения дела суд установил, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилья на 2007-2010 гг. и тариф на данную услугу на общем собрании жильцов дома не утверждался, соответственно, суд должен был признать незаконными действия ООО «РЭС» по завышению тарифов и непредоставлению отчета о выполнении договора управления за 2008 год, а также по неизвещению об изменении платы за жилье и коммунальные услуги.

Ссылка суда на пропуск истцом срока исковой давности является неуместной, поскольку истец является неграмотным человеком в области юриспруденции и сфере коммунального хозяйства. Кроме того, на неимущественные права потребителя срок исковой давности не распространяется. Суд не принял во внимание, что ни договор управления, ни нормы Жилищного кодекса РФ не содержат указания на право управляющей организации самостоятельно пересматривать размер платы за ремонт и обслуживание общего имущества дома. Ссылка в решении суда на письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 является необоснованной, поскольку данное письмо не имеет силы нормативного правого акта и не может подменять Жилищный кодекс РФ. Постановление главы города Ульяновска № 8150 от 28.10.2008 и приказ Минэкономики Ульяновской области № 06-91 от 22.09.2009 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и потому не могут применяться.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, Лукманов Р.Ф. является нанимателем муниципальной трехкомнатной квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. У***. Вместе с ним в качестве членов его семьи проживают супруга Лукманова Т.А. и дочь Лукманова М.Р.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.06.2006 собственниками утвержден способ управления многоквартирным домом № *** по ул. *** – управление управляющей организацией ООО «РЭС». На основании указанного протокола общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по акту приема-передачи № *** от 01.08.2006 приняло от М***» в управление дом № *** по ул. *** в г. У***.

Статья 153 Жилищного кодекса РФ обязывает граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает также у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Частью 4 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества,  обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;  текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 29.07.2010)) обязывает исполнителя направлять потребителю (в письменной форме) информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Статья 56 ГПК РФ обязывает каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Заявляя требование о взыскании с управляющей организации суммы платежей за услугу «содержание и ремонт жилья» за февраль и март 2008 года в размере 1188 руб. 62 коп., Лукманов Р.Ф. не представил доказательств, что работы, предусмотренные пунктом 11 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491), в указанные месяцы управляющей организацией не проводились.

В свою очередь, ООО «РЭС» представило суду доказательства, что в указанный период проводились работы по содержанию и текущему ремонту жилого дома, в частности работы по обслуживанию системы отопления, водоснабжения и водоотведения, обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов, системы электроснабжения; аварийно-диспетчерское обслуживание; сбор, вывоз и утилизация ТБО; уборка территории и другие работы.         

Поэтому суд правомерно не усмотрел оснований для возврата в пользу истца уплаченных им денежных сумм за услугу «содержание и ремонт жилья» за февраль и март 2008 года и, соответственно, для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.

Обоснованно не усмотрел суд оснований и для вывода о завышении управляющей организацией тарифов на содержание и ремонт жилья в период с 2007 по 2010 гг., поскольку из материалов дела следует, что размер тарифов на данную услугу определялся в указанный период в порядке, предусмотренном ст.ст. 156, 158 ЖК РФ.

Кроме того, Лукманов Р.Ф., занимая квартиру в доме № *** по ул. *** в г. У*** по договору социального найма, правомочиями, предоставленными нормами ЖК РФ собственнику жилого помещения, не обладает; в правоотношениях по поводу размера платежей за жилое помещение состоит с наймодателем (органом местного самоуправления), который в силу приведенной выше ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и устанавливает нанимателю размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения. Наймодатель предоставленного Лукманову Р.Ф. по договору социального найма жилого помещения примененные управляющей организацией в 2007-2010 гг. тарифы на содержание и ремонт жилья не оспаривает.

Часть 10 статьи 161 ЖК РФ (ред. от 27.07.2010) обязывает управляющую организацию обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, который предусматривает, что информация о деятельности управляющей организации раскрывается путем опубликования на официальном сайте или в официальных печатных средствах массовой информации либо путем размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, либо путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что информация о работе ООО «РЭС» размещается на информационном стенде в помещении управляющей организации. Доказательств того, что Лукманов Р.Ф. обращался в ООО «РЭС» с письменным или электронным запросом о предоставлении ему информации о работе управляющей организации в 2008 году и не получил ответа на такой запрос, суду не представлено.

В то же время суд установил, что требования п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 29.07.2010)) в отношении потребителей Лукманова Р.Ф., Лукмановой Т.А. и Лукмановой М.Р. управляющей организацией не выполняются и информация об изменении размера платы за коммунальные услуги в установленный срок им не предоставляется.

При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленный иск лишь в части признания незаконным бездействия ответчика по предоставлению семье Лукмановых информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказал, как не основанных на законе.

Доводы, приведенные Лукмановым Р.Ф. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену либо изменение решения суда.

Частью 11 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена обязанность управляющей организации ежегодно в течение первого квартала текущего года (если иное не установлено договором управления многоквартирным домом), предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Однако поскольку Лукманов Р.Ф. собственником жилого помещения в доме не является, а занимает его по договору социального найма, он не может быть признан субъектом данных правоотношений, в отношении которого управляющая компания должна нести обязанность, предусмотренную приведенной нормой.

При этом ссылка в кассационной жалобе на нарушение ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не может быть принята во внимание, поскольку данной нормой регулируются иные правоотношения.

Несостоятельна также ссылка в кассационной жалобе на то, что истцом заявлены требования неимущественного характера, на которые не распространяются нормы о сроке исковой давности.

Заявленные Лукмановым Р.Ф. требования о пересмотре размера платы за обслуживание и ремонт жилого дома и возврате излишне уплаченных сумм являются требованиями имущественного характера, к которым применяются общие правила, регулирующие сроки защиты нарушенных прав.

Довод кассационной жалобы о неправомерной ссылке суда на письмо Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 N 6175-АД/14, касающееся установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, является несостоятельным, поскольку содержание данного письма не противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, а, напротив, в точности соответствует содержанию приведенной выше части 3 статьи 156 ЖК РФ, предусматривающей, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.

При изложенных обстоятельствах решение суда является правильным и не подлежит отмене или изменению по доводам кассационной жалобы.

В то же время судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод, изложенный представителем истца Лукмановым Р.Р. в заседании суда кассационной инстанции, о том, что часть разрешенных судом первой инстанции исковых требований не нашла отражения в резолютивной части решения.

Действительно, в мотивировочной части решения суда содержится указание об обоснованности исковых требований о понуждении управляющей компании к выполнению положения п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и предоставлению потребителям информация об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, однако в резолютивной части решения суд данную обязанность на ответчика не возложил.

Поэтому судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть решения суда указанием на обязанность общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» уведомлять Лукманова РФ., Лукманову Т.А. и Лукманову М.Р. об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Лукманова Р.Ф. Лукманова Р.Р.  – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на обязанность общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» уведомлять Лукманова Р*** Ф***, Лукманову Т*** А*** и Лукманову М*** Р*** об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.

 

Председательствующий

 

Судьи: