Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании нормативного правового акта противоречащим закону в части
Документ от 26.04.2011, опубликован на сайте 12.05.2011 под номером 24834, 2-я гражданская, О признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                                            Дело № 33- 1465 2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                26  апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Бабойдо И.А., Костюниной Н.В.,

при секретаре  Свинцовой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Барановой О.С.  на решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 17 марта  2011 года, по которому постановлено:

Уточненные требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от 22 декабря 2010 года №61 «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год» недействующим в части включения в него платы за утилизацию твердо-бытовых отходов со дня его принятия.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А.,  пояснения прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту прав  и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» о признании нормативно-правового акта противоречащим закону в части.

Требования мотивированы тем, что 22.12.2010 года Советом депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района принято решение № 61 «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год», которое опубликовано в местном печатном органе – газете «В***!%».

Согласно приложению №1 к решению в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включены - плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сбор и вывоз мусора (0-38 руб.), утилизация (0-16 руб.).

Принятое Советом решение в части включения в размер платы на содержание и ремонт жилых помещений для граждан расходов по утилизации ТБО противоречит действующему законодательству, а именно: п.2 ст.154 ЖК РФ, п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Согласно нормам ст. ст. 154, 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Федерального закона от 30.12.2004 года  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», утилизация ТБО не может быть признана жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой для граждан, проживающих на территории поселения, так как потребителями услуги по утилизации  являются граждане, проживающие в жилых помещениях, не являются.

Такая услуга в соответствии с действующим законодательством предоставляется товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, как потребителям данной услуги.

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом созданы условия и предпосылки к значительным материальным потерям граждан, ограничению их конституционных прав.

Приложением к обозначенному решению является расчет размера платы на утилизацию твердо-бытовых отходов.

Однако в силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ органом местного самоуправления устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не производится калькуляция и расчет этого размера платы.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Баранова О.С.  просит решение суда отменить, полагая что судом неверно применены нормы материального права.

Указывает, что утилизация ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». В соответствии со ст. 154 ЖК в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию подлежат товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) ТБО. В соответствии со ст. 2 указанного федерального закона организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основным из принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является платность размещения отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях упорядочения взимания платы за утилизацию ТБО на территории поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации 22.12.2010 года Совет депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принял решение о размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год. В состав платы за содержание жилого помещения была включена плата за утилизацию ТБО в размере 0,16 руб. Плата за содержание жилого помещения поступает на счёт управляющей компании. Расчёт платы за содержание жилого помещения осуществлялся в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 года № 378 «Об утверждении методических указаний по расчёту предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги», Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 06.10.2010 года № 06-125 «Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области». Кроме того, Министерство регионального развития РФ в письме от 03.10.2008 года № 250080-СК/14 разъяснило, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Названные нормы закона судом были применены неправильно.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» в суд кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела орган местного самоуправления был извещен, судебная коллегия полагает возможным дело рассмотреть при имеющейся явке.

Суд первой инстанции на основании анализа положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, пришел к обоснованному выводу о том, что принятое 22.12.2010 года Советом депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района  решение за № 61 «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год»,  касающееся установления платы за утилизацию ТБО для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, является незаконным, противоречащим требованиям действующего жилищного законодательства.  

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 ЖК РФ.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Судом в решении правильно указано, что согласно приведенной выше норме Жилищного кодекса РФ услуга по утилизации ТБО не относится к содержанию и ремонту жилья, а также не включена в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях.

Этот вывод суда согласуется с положениями, содержащимися в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно которым коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Поскольку утилизация ТБО не отнесена к коммунальным услугам, ее стоимость для граждан не может быть включена отдельной платой.

Доводы, приведенные представителем  Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района  в кассационной жалобе, не могут повлечь  отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Ссылка в жалобе на то, что органом местного самоуправления установлен тариф за утилизацию ТБО и, соответственно, граждане должны оплачивать предоставленную им услугу по тарифу, судебной коллегией во внимание не принимается.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»  регулированию  подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Потребителями данного вида услуги и, следовательно, лицами, обязанными производить ее оплату, являются управляющие организации,  а не граждане, проживающие в многоквартирных домах.

Письмом Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14 разъяснено, что утилизация ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Также в письме указывается, что услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения, при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО.

Данные  разъяснения подтверждают правильность выводов суда о том, что услуга за утилизацию ТБО входит в понятие содержания жилого помещения, соответственно,  плата за утилизацию ТБО  может включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно как самостоятельная плата за указанную услугу. 

Суд сделал правильный вывод, что решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от 22 декабря 2010 года №61 «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год»  в части включения в него платы за утилизацию твердо-бытовых отходов противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем обоснованно признал оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в указанной части со дня его принятия.

По изложенным выше основаниям другие доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку они основаны на неправильном толковании действующего законодательства в области регулирования правоотношений по установлению платы за коммунальные услуги.

Обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Инзенского районного  суда  Ульяновской области от 17 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Совета депутатов  муниципального образования «Инзенское городское поселение» Барановой О.С. района -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи