Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осуждение за причинение тяжких телесных повреждений признано законным и обоснованным. Действия виновного переквалифицированы на статью УК РФ в новой редакции.
Документ от 13.04.2011, опубликован на сайте 29.04.2011 под номером 24618, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.1, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: с ИЗМЕНЕНИЕМ квалификации со СНИЖЕНИЕМ наказания

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                  Дело №22-812/2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            13 апреля 2011 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рузавиной Т.А.,

судей Львова Г.В. и Мелёхина П.В.,

при секретаре Споршеве А.Ю.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 апреля 2011 года кассационные жалобы осужденного Белякова И.С., адвоката Батуринец И.Н., потерпевшего Р*** и его законного представителя Р***, кассационное представление государственного обвинителя Шакина А.В. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 марта 2011 года, которым

БЕЛЯКОВ  И***  С***,

***

 

осужден   по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам  лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 14 декабря 2010 года.

Этим же приговором постановлено взыскать с Белякова И.С. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением,  в пользу Р*** 350 000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления осужденного Белякова И.С., адвоката Батуринец И.Н.,  прокурора Рябова И.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА :

 

Беляков И.С. осужден за умышленное причинение Р*** тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека и повлекшего за собой психическое расстройство.

Деяние имело место в период времени с 03 часов 30 минут до 04 часов 00 минут 15 апреля 2010 года возле дома № *** по ул. З*** в г. Д*** Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационных жалобах:

- осужденный Беляков утверждает об отсутствии у него умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего Р***. При этом указывает, что личной неприязни к потерпевшему у него не было, что он оттолкнул от себя потерпевшего с целью избежать получения от него удара, когда последний замахнулся на него кулаком. Своей рукой он (Беляков) попал по щеке потерпевшего и не мог предположить, что последний упадет и, ударившись головой о твердый предмет, получит тяжкие телесные повреждения. Обращает внимание на выводы судебно-медицинской экспертизы и показания в суде эксперта, из содержания которых следует, что исключается возможность образования данных телесных повреждений при нанесении удара рукой  в левую область головы, и не исключается возможность  образования данных телесных повреждений при падении  из положения - стоя на плоскости и ударе о выступающий предмет. Полагает, что тяжкий вред здоровью потерпевшего был причинен им по неосторожности, в связи с чем, его действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 118 УК РФ. Кроме того,  просит применить положения ст. 62, 64, 73 УК РФ и назначить ему  наказание, не связанное с лишением свободы;

- адвокат Батуринец И.Н.  считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По ее мнению, судом не установлен факт нанесения Беляковым удара в голову потерпевшего  со значительной силой и не дана надлежащая оценка утверждениям Белякова о том, что он лишь оттолкнул от себя потерпевшего, который находился в состоянии алкогольного опьянения, при этом Беляков не видел парапета, а предположения Белякова о возможности удара потерпевшего о данный парапет должны толковаться в пользу осужденного. Обращает внимание на аналогичные показания в суде свидетелей.  Просит приговор в отношении Белякова изменить, переквалифицировав его действия на ч. 1 ст. 118 УК РФ;

- потерпевший Р*** и его законный представитель Р*** в кассационной жалобе приводят аналогичные доводы о неосторожности в действиях осужденного по причинению вреда здоровью потерпевшего. Кроме того, указывают на отсутствие у них претензий к Белякову.

В кассационном представлении государственный обвинитель Шакин А.В. просит приговор в отношении Белякова отменить, полагая, что суд недостаточно мотивировал свои выводы в части назначенного наказания, ограничившись перечислением обстоятельств, которые он учитывает, и назначил Белякову  чрезмерно мягкое наказание.

В судебном заседании кассационной инстанции:

- осужденный Беляков возражал против удовлетворения кассационного представления. Поддержал доводы кассационных жалоб и просил приговор суда изменить, переквалифицировав его действия на ч. 1 ст. 118 УК РФ, и назначить наказание, не связанное с лишением свободы;

- адвокат Батуринец И.Н. поддержала доводы кассационных жалоб о необходимости переквалификации действий осужденного Белякова на ч. 1 ст. 118 УК РФ и полагала необоснованными доводы кассационного представления;

- прокурор Рябов И.В. просил отменить приговор в отношении Белякова по доводам кассационного представления и обосновал своё мнение о несостоятельности доводов, изложенных в кассационных жалобах.   

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления государственного обвинителя, заслушав выступления осужденного Белякова И.С., адвоката Батуринец И.Н.,  прокурора Рябова И.В., судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

 

Установленные судом обстоятельства совершенного преступления основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.

В основу обвинительного приговора суд положил показания осужденного Белякова, потерпевшего Р***, свидетелей К***, Т***, Н***, Я***, М***, Д***, из содержания которых следует, что указанные выше лица  вышли из помещения ночного клуба, чтобы ехать домой. Там между Р*** и Д*** произошел конфликт из-за того, что Р*** стал оскорблять девушек, а затем ломать зеркало заднего вида на его автомобиле. В ответ на замечание в адрес поведения Р***, сделанное Т***,  Р*** дважды ударил рукой по её лицу. Тогда к Р*** подошел Беляков и также сделал ему замечание.  Р*** замахнулся рукой на Белякова, но последний первым нанес удар рукой по лицу Р***, отчего последний развернулся и упал, ударившись головой о бетонный парапет.  

Свой вывод о виновности Белякова в умышленном причинении вреда здоровью потерпевшего Р*** суд мотивировал тем, что удар по лицу потерпевшего был нанесен Беляковым со значительной силой с целью причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего, в результате чего потерпевший упал, ударившись о парапет. При этом Беляков не мог не осознавать, что своими действиями может причинить тяжкий вред здоровью потерпевшего.

Согласно ст. 25 УК РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных деяний и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Ответственность за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК РФ, наступает в случае, когда лицо, совершая противоправные действия, предвидело возможность причинения тяжких телесных повреждений, желало или сознательно допускало наступление тяжких последствий, т.е. действовало умышленно.

Между тем, как видно из анализа исследованных в суде доказательств, отсутствуют основания для такого вывода в действиях осужденного Белякова.

Сам Беляков, не отрицая факта нанесения удара рукой по лицу потерпевшего,  утверждал, что не предвидел возможности падения потерпевшего, удара его о выступ парапета и наступления тяжких последствий.

Допрошенные в суде очевидцы данного преступления, на показания которых суд сослался в приговоре, не сообщили о каких-либо фактах, дающих основания считать установленным не только наличие у Белякова умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, но и нанесение Беляковым по лицу потерпевшего Р***  удара рукой со значительной силой.

Согласно показаниям свидетеля К***, он вместе с потерпевшим Р*** употреблял спиртные напитки в ночном клубе.

Наличие состояния алкогольного опьянения у Р*** в момент поступления его в больницу подтверждается справкой  врача (т.1 л.д.13).

Из заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы следует, что, учитывая характер, локализацию, механизм образования, количество телесных повреждений у Р***, исключается возможность образования данных телесных  повреждений при падении, из положения – стоя на плоскости и ударе о ровную асфальтированную поверхность; исключается возможность образования данных телесных повреждений  при нанесении удара рукой (кулаком) в левую область головы; не исключается  возможность образования  телесных повреждений  при падении, из положения  - стоя  на плоскости и ударе о выступающий предмет (бетонный парапет), то есть не исключается  возможность получения данных повреждений при обстоятельствах, указанных и показанных Беляковым, при  проведении следственного эксперимента с его участием.

Эти данные, а также обстоятельства, при которых имело место событие преступления, дают основание для вывода, что Беляков, нанося потерпевшему Р*** удар рукой по лицу, не имел намерения причинить ему тяжкие телесные повреждения.

Следовательно, по ч. 1 ст. 111 УК РФ Беляков осужден ошибочно.

В то же время Беляков, хотя и не предвидел, но должен был предвидеть возможность падения потерпевшего от нанесенного ему удара по лицу и вероятность наступления тяжких последствий при падении и ударе головой о твердую поверхность.

При таких обстоятельствах действия Белякова с учетом наступивших последствий охватываются диспозицией ч. 1 ст. 118 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

 

Предварительное следствие и судебное разбирательство проведены в установленном законом порядке. Все представленные доказательства судом исследованы с участием сторон. Ущемления  прав  осужденного в ходе   уголовного судопроизводства по настоящему делу  не допущено.

 

Наказание осужденному назначается судебной коллегией в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, с учетом всех установленных судом первой инстанции обстоятельств, в том числе смягчающих и влияющих на назначение наказание.

 

Гражданский иск потерпевшего Р*** разрешен судом в соответствии с требованиями действующего законодательства. При определении размера компенсации морального вреда, причиненного потерпевшему, суд учел степень моральных и нравственных страданий потерпевшего,  частичное возмещение осужденным морального вреда потерпевшему в сумме 50 000 рублей, а также требования разумности, справедливости, материальное положение осужденного. Оснований для изменения решения суда в данной части, в том числе с учетом переквалификации действий осужденного Белякова, судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не установлено. 

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 марта 2011 года в отношении БЕЛЯКОВА И*** С*** изменить:  переквалифицировать действия Белякова с ч. 1 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона  от 25.06.1998  № 92-ФЗ) на ч. 1 ст. 118 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 № 26-ФЗ), по которой назначить наказание в виде ограничения свободы сроком  на 1 год 6 месяцев с возложением на него следующих ограничений: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не изменять место жительства, место работы и учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Возложить на осужденного Белякова И.С. обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации в дни, установленные указанным органом.

Зачесть в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы время содержания Белякова И.С. под стражей с 14 декабря 2010 года по 13 апреля 2011 года с учетом положений, предусмотренных п. “б” ч. 1 ст. 71 УК РФ.

Освободить Белякова И*** С*** из-под стражи немедленно.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы и кассационное представление - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи