Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсия-мед. работник
Документ от 19.04.2011, опубликован на сайте 03.05.2011 под номером 24603, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мещанинова И.П.                                                              Дело № 33-1299/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                19 апреля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П..,

при секретаре Трофимовой Т.А.,                  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области и Скрипиной С*** А*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16 марта 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Скрипиной С*** А*** к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по  старости  удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Скрипиной С*** А*** период работы медицинской сестрой на Карсунской фабрике художественного ткачества, далее переименованной в ОГУП «К***», с 27.10.1986 года по 01.10.1993 год (6 лет 11 месяцев 5 дней) в льготном  исчислении, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком    с 23.07.1985 г. по 30.08.1986 г. (1 год 1 месяц 7 дней) в льготном исчислении, период нахождения на курсах повышения квалификации  с 23.03.2009 года по 06.05.2009 года (0 лет 1 месяц 13 дней) в календарном исчислении.

В удовлетворении остальной части требований  Скрипиной С*** А***  отказать.

.

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения Скрипиной С.А., поддержавшей доводы своей кассационной жалобы и возражавшей против доводов кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Скрипина С.А. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование иска указала, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе от 24.01.2011 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по причине отсутствия необходимого специального трудового стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не были засчитаны периоды её работы с 27.10.1986 по 05.06.2006 и с 07.06.2006 по 01.01.2007 – в должности медицинской сестры на *** (переименованной впоследствии в ОГУП «К***»). Кроме того, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.07.1985 по 30.08.1986 был включен в стаж в календарном исчислении, а период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 23.12.1988 по 23.12.1990 вообще не был включен в стаж для назначения пенсии. Также не был включен в стаж для назначения пенсии  период нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.2009 по 06.05.2009. В связи с этим истица просила суд включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды её работы  медицинской сестрой на *** фабрике *** с 27.10.1986 по 05.06.2006 и с 07.06.2006 по 01.01.2007 в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в том числе и время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 23.12.1988 по 23.12.1990, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.07.1985 по 30.08.1986 включить в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, включить в стаж в календарном исчислении период нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.2009 по 06.05.2009 и назначить  ей пенсию с 14.01.2011 года.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске Скрипиной С.А. отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что периоды работы истицы в должности медицинской сестры на *** фабрике *** (ОГУП «К***») не могут быть засчитаны в ее льготный стаж, поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Не содержали наименования такого учреждения и ранее действовавшие Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, и Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067. Медицинский кабинет *** фабрики *** не являлся учреждением здравоохранения. Обязывая ответчика зачесть в специальный стаж Скрипиной С.А. данные периоды, суд применил закон, утративший силу – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397.

Кроме этого, автор жалобы считает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком  также не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку это противоречит действующему законодательству.

В кассационной жалобе Скрипина С.А. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении её требований о включении в стаж для назначения пенсии периода её работы медицинской сестрой на *** фабрике *** (ОГУП «К***») после 01.10.1993. Указывает при этом, что характер её работы после 01.10.1993 года не менялся.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпунктом  20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же статьи  предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

14.01.2011 года истица обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. В назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа медицинской деятельности.

В стаж для назначения пенсии были включены следующие периоды работы истицы:

в льготном порядке за 1 год работы как 1 год 6 месяцев период работы с 10.07.1983 г. по 22.07.1985 г. (3 года 22 дня) и с 31.08.1986 г. по 27.10.1986 г. (2 мес. 25 дней)- в должности  медсестры родильного отделения  ***

Периоды работы:

- с 23.07.1985 г. по 30.08.1986 г. (1 год 1 мес. 7 дней) – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;  с 06.06.2006 г. по 06.07.2006 г. (1 мес. 1 день) и с 15.11.2007 г. по 24.03.2008 г. (4 мес. 9 дней) – в должности медсестры стоматологического терапевтического кабинета ***;  с 25.03.2008 г. по 22.03.2009 г. (11 мес. 25 дней) и с 07.05.2009 г. по 13.01.2011 г. (1 год 8 мес. 7 дней) в должности медсестры кабинета функциональной диагностики *** -  исчислены в календарном порядке.

При этом в специальный стаж не включены периоды:

- с 27.10.1986 года по 05.06.2006 года (19 лет 7 мес. 8 дней) и с 07.06.2006 г. по 01.01.2007 г. (5 мес. 25 дней)- в должности медицинской сестры  на *** фабрике ***, далее переименованной в ОГУП «К***»;

-с 23.12.1988 года по 23.12.1990 года (2 года) - нахождение в отпуске по уходу за ребенком  до 3х лет; 

-с 23.03.2009г. по 06.05.2009г. (1 мес. 13 дней)- нахождение на курсах повышения квалификации;

По подсчетам Пенсионного фонда медицинский стаж истицы на момент обращения за назначением пенсии составил 7 лет 6 мес. 6 дней работы в сельской местности.

Статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2П от 29.01.2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

До 01.10.1993 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения им сельского хозяйства».

Названным Перечнем предусмотрены медицинские сестры – все независимо от наименования должности, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименования, среди которых указаны медицинские кабинеты и пункты.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что истица работала медсестрой в медицинской пункте (кабинете) на *** фабрике ***. В связи с этим обоснованно был включен в специальный стаж период работы истицы в указанной должности с 27.10.1986  по 01.10.1993 года (то есть в период действия вышеуказанного Перечня). Оснований для включения в специальный стаж периода работы истицы медсестрой медицинского пункта (кабинета) на *** фабрике *** после указанной даты не имеется, поскольку учреждение «медицинский пункт (кабинет)» не предусмотрено  законодательством,  действовавшим после 01.10.1993 года.

Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации  от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что период работы истицы с 27.10.1986г. по 01.10.1993г.  должен исчисляться в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 3 мес., поскольку работа проходила в поселке городского типа.

Как указано выше,  период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет  с 23.12.1988г. по 23.12.1990г. (2 года)  в специальный стаж не включен, а период по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23.07.1985г. по 30.08.1986г.(1 год 1 мес. 7 дней) включен в специальный стаж лишь в календарном исчислении.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 06 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Поскольку Скрипина С.А.  находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23.07.1985г. по 30.08.1986г. и до 3-х лет с 23.12.1988г. по 23.12.1990г., то есть до 06.10.1992г., значит,  она имеет право на включение данных  периодов в специальный трудовой стаж. При этом данные период включаются в стаж в таком же порядке, как и время работы.   Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.07.1985г. по 30.08.1986г. подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как  1 год работы за 1 год и 6 мес. (как и работа, с корой она ушла в указанный отпуск). Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.12.1988г. по 23.12.1990г. полежит зачету в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 мес. Поскольку этот период входит в период работы истицы с 27.10.86 года по 01.10.1993 года, судом первой инстанции он обоснованно не указан в резолютивной части решения суда как самостоятельный период.

Работая медицинской сестрой кабинета функциональной диагностики ***, истица в период с 23.03.2009 года по 06.05.2009 год (1 месяц 13 дней) находилась на курсах повышения квалификации. Данный период  обоснованно был включен в специальный стаж истицы, поскольку в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в период нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

При включении вышеуказанных периодов в стаж для назначения пенсии у истицы на момент обращения за назначением пенсии отсутствовал необходимый для назначения пенсии специальный стаж, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в назначении ей пенсии.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области и Скрипиной С*** А*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи