УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гончарова И.В.
Дело № 33- 1276/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
12 апреля
2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.,
судей Трифоновой Т.П. и
Казаковой М.В.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области на
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 04 марта 2011 года,
по которому постановлено:
Исковые требования Нуянзина
С*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению)
в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с педагогической
деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного
Фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области включить
Нуянзину С*** А*** в
педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости
в связи с осуществлением педагогической
деятельности период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской
Армии с 27.10.1983 года по 20.10.1985 года
(1 год 11 месяцев 23 дня).
В удовлетворении остальной части
иска Нуянзина С*** А*** отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Нуянзин С.А.
обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному
учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в
связи с педагогической деятельностью. В обоснование требования указал,
что на его заявление от 23.12.2010 г. о назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27
Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, решением комиссии при
УПФ РФ в Новомалыклинском районе ему был дан отказ со ссылкой на отсутствие необходимого для назначения
досрочной трудовой пенсии по старости стажа (25 лет).
При этом в его
специальный стаж были включены следующие периоды: с 27.10.1983 года по
20.10.1985 года – период прохождения
военной службы в рядах Советской Армии; с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года
– период работы в должности учителя
физической культуры в Н*** средней школе; с 15.03.2010 года по 31.08.2010 года
– период работы в должности
тренера-преподавателя ДОД ДЮСШ Н*** района; с 17.08.2005 года по 03.11.2009
года – период работы в должности главы Н***
сельской администрации, главы Н*** сельского поселения, поскольку данные
периоды не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществляющим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. С данным
отказом истец не согласен, полагает, что решение комиссии является незаконным,
спорные периоды подлежат включению в льготный стаж.
В ходе рассмотрения
дела Нуянзин С.А. исковые требования уточнил и просил суд обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в
Новомалыклинском районе включить в специальный стаж работы, дающий право на
льготное пенсионное обеспечение, период службы в рядах Советской Армии с
27.10.1983г. по 20.10.1985г. и период работы в должности главы Н*** сельской
администрации, главы Н*** сельского поселения с 17.08.2005г. по 03.11.2009г.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Полагает, что суд необоснованно применил Постановление Совета министров СССР от
17 декабря 1959 года №1397, утратившее силу 01 октября 1993 года. Списки
профессий и должностей, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от
06.09.1991 года №463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года №781, не
предусматривают включение в специальный педагогический стаж периодов службы в
рядах вооруженных сил.
Стороны, будучи
извещенными о времени
и месте рассмотрения
дела в кассационной инстанции, не
явились в заседание
судебной коллегии и не
сообщили о причинах
неявки, поэтому на основании
ч.2 ст. 385 ГПК РФ судебная коллегия
признала возможным рассмотрение дела
в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия
не находит оснований
к отмене решения суда.
В силу ст.347 ГПК РФ судебная
коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой
инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Суд первой инстанции правильно
определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу,
правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии
предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
В силу подпункта 19 пункта 1
статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей,
независимо от их возраста.
Как следует из материалов
дела, решением комиссии по рассмотрению
вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области № 4781 от 29
сентября 2010 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со
ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа.
Ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие
в общей сложности 20 лет 8 месяцев
24 дня. При этом комиссией не засчитаны в специальный стаж
периоды: службы истца в армии с 27.10.1983
года по 20.10.1985 год, а также работы в должности главы Н*** сельской
администрации и главы Н*** сельского поселения с 17.08.2005 года по 03.11.2009 год, поскольку
действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Положения части 2 статьи 6,
части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55
Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и
связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской
Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на
Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №
320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования сохраняются ранее приобретенные права
на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской
Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами,
напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими
на время прохождения Нуянзиным С.А. службы
в Советской Армии,
являлись Закон СССР
от 14 июля
1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления
стажа для назначения пенсий за выслугу работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 г. № 1397.
Пунктом 1 названного Положения
предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и
здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу
лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя требования
истца, правомерно исходил из того, что
действовавшее на период
прохождения Нуянзиным С.А. службы в армии правовое регулирование
предусматривало возможность зачета такой
деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение
законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области
пенсионного обеспечения.
Доводы кассационной жалобы были
предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая
правовая оценка, с которой следует согласиться.
Оснований для удовлетворения
кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 361 ГПК
РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от
04 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Новомалыклинском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи