Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения призывной комиссии
Документ от 12.04.2011, опубликован на сайте 25.04.2011 под номером 24485, 2-я гражданская, О признании решения призывной комиссии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьева Н.В.                                                                  Дело № 33-1197/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           12 апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Костенко А.П.,  Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бутузовой Я.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Николаенко В*** А*** к призывной комиссии МО «Кузоватовский район», призывной комиссии Ульяновской области, военному комиссариату Ульяновской области, отделу военного комиссариата Ульяновской области по г. Барыш, Барышскому и Кузоватовскому районам об оспаривании решений призывных комиссий о призыве на военную службу, признании его ограниченно годным к военной службе и не подлежащим призыву, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным  решение призывной комиссии МО «Кузоватовский район» от 10 ноября 2010 года (протокол № ***) и решение призывной комиссии Ульяновской области от 19 ноября 2010 года (протокол № ***) в части определения категории годности призывника Николаенко В*** А*** к военной службе и их отменить.

Признать Николаенко В*** А*** ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и не подлежащим призыву на военную службу.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности призывной комиссии субъекта Российской Федерации – Ульяновской области, в пользу Николаенко В*** А*** расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, в сумме 42 664 рублей 60 копеек.

В удовлетворении исковых требований Николаенко В.А. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., объяснения представителя Военного комиссариата Ульяновской области – Клинк М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Николаенко В.А. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к призывной комиссии МО «Кузоватовский район», призывной комиссии Ульяновской области, военному комиссариату Ульяновской области, отделу военного комиссариата Ульяновской области по г. Барыш, Барышскому и Кузоватовскому районам об оспаривании решений призывных комиссий о призыве на военную службу, признании его ограниченно годным к военной службе и не подлежащим призыву, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., судебных расходов на оплату экспертизы в размере 42 664, 60 руб. В обоснование иска указал, что является призывником и состоит на воинском учёте в военкомате по г. Барыш, Барышскому и Кузоватовскому районам. 10 ноября 2010 года он прошёл призывную комиссию МО «Кузоватовский район», в результате чего было выдано заключение о его категории годности к военной службе «Б» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) – протокол № ***. Данное заключение явилось основанием для вынесения решения о призыве его на военную службу. С указанным решением не согласен, поскольку полагает, что имеющиеся у него заболевания, а именно ***, позволяют в силу Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123 признать его  категорию годности к военной службе «В» (ограниченно годен к военной службе). Данные диагнозы были установлены ему в 2004 году, в последующем подтверждены в 2010 году в различных государственных медицинских учреждениях. Он пытался оспорить указанное заключение в призывной комиссии Ульяновской области, однако 19 ноября 2010 года  было вынесено аналогичное решение.

Определением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 17 декабря 2010 года по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза с возложением оплаты стоимости её проведения в размере 42 664, 60 руб. на истца Николаенко В.А.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе Военный комиссариат Ульяновской области просит отменить решение суда в части взыскания  расходов по оплате судебной экспертизы в размере 42 664, 60 руб. Полагает, что в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ указанные расходы должны быть возложены на призывную комиссию МО «Кузоватовский район» и призывную комиссию Ульяновской области, поскольку именно они своими незаконными заключениями нарушили права и законные интересы истца Николаенко В.А. Также полагает, что поскольку призывные комиссии создаются на основании постановления губернатора Ульяновской области «О создании призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области», то необходимо было взыскать указанные расходы с Правительства Ульяновской области. Указывает, что перечень расходов, которые подлежат компенсации на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, является исчерпывающим; судебные расходы, связанные с оспариванием решений призывных комиссий, в нем не указаны. Суд необоснованно сослался на данный нормативный акт, а кроме того, не принял во внимание приказ Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 190н, которым перечислены бюджетные классификации для военного комиссариата субъекта Российской Федерации. В данном перечне также отсутствует указание на источник средств для компенсации судебных расходов, связанных с оспариванием решений призывных комиссий.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее.

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. 03.12.2008) установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

От призыва на военную службу в силу подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Статьей 5.1 Закона предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Как видно из материалов дела, решением призывной комиссии МО «Кузоватовский район» от 10.11.2010 г. Николаенко В.А. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б») и на основании ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призван на военную службу. Решением призывной комиссии Ульяновской области от 19 ноября 2010 года решение призывной комиссии МО «Кузоватовский район» от 10.11.2010 г. оставлено без изменения.

В ходе рассмотрения дела суд на основании заключения судебно-медицинской экспертизы № *** от 04.02.2011, проведенной 97 Государственным центром судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Центрального военного округа МО РФ, установил, что у Николаенко В.А. на 10.11.2010 имелись ***, которые подпадают под действие ст. 47 «а» графы I Расписания болезней и ТДТ (приложения к Положению о ВВЭ, утверждённому Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.2003), в связи с чем он должен быть признан ограниченно годным к военной службе (категория «В»).

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что решение призывной комиссий МО «Кузоватовский район» об определении категории годности «Б» и призыве на военную службу Николаенко В.А. является незаконным, и обоснованно удовлетворил заявленные Николаенко В.А. требования, обязав призывную комиссию принять решение о признании его ограниченно годным к военной службе (категория «В») и освобождении его от призыва на военную службу.

Обязанность по оплате судебно-медицинской экспертизы, проведенной ведомственным экспертным учреждением Министерства обороны РФ, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на цели организации и проведения призыва на военную службу, возложена на Военный комиссариат Ульяновской области.

Доводы, приведенные Военным комиссариатом Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В соответствии с п. 6 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704  утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и определено, что Министерство обороны РФ является государственным заказчиком мероприятий, связанных с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.

В соответствии с положениями названных Правил (в ред. от 17.12.2010) расходы, связанные с медицинским освидетельствованием граждан в связи с призывом на военную службу, возмещаются через военные комиссариаты за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ.

Поскольку решение призывной комиссии МО «Кузоватовский район» от 10.11.2010, а также решение призывной комиссии Ульяновской области от 19.11.2010  были признаны незаконными, расходы по оплате судебно-медицинской экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование медицинского освидетельствования призывников, и подлежат взысканию с Военного комиссариата Ульяновской области.

То обстоятельство, что в приведенном выше Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, а также упомянутом в кассационной жалобе приказе Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 190н отсутствует указание на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов по проведению судебно-медицинских экспертиз в рамках рассмотрения споров, касающихся призыва на военную службу, не свидетельствует о невозможности взыскания таких расходов, если их взыскание предусмотрено нормами процессуального законодательства.

Оснований для возложения обязанности по оплате судебно-медицинской экспертизы на Правительство Ульяновской области не имеется, поскольку, как указано выше, средства федерального бюджета, предназначенные для финансового обеспечения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, находятся в распоряжении Министерства обороны РФ и военных комиссариатов в субъектах Российской Федерации.

Данный вывод суда не противоречит разъяснению, содержащему в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку в силу ст.ст. 26-28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» организация призыва на военную службу лежит на военных комиссариатах, призывная комиссия осуществляет свою деятельность при непосредственном участии должностных лиц военных комиссариатов и под их контролем.

В силу изложенного, решение суда в обжалуемой части является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2011 года  оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи