Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии
Документ от 05.04.2011, опубликован на сайте 15.04.2011 под номером 24334, 2-я гражданская, О включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Розанова Л.К.                                                                    Дело № 33- 969/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         05 апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Трифоновой Т.П., Казаковой М.В.,

при секретаре  Высоцкой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск Клочкова С*** Н***  удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском  районе и г. Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж Клочкова С*** Н***, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,  периоды работы  в ДЮСШ в должности тренера-преподавателя  с 18.06.1986 г.  по 29.10.1999 года,  с 01.01.2001 г. по 9.12.2010 г., а также период  прохождения службы в Вооруженных Силах СССР  с  09.11.1981 г. по 02.06.1983 г.  и назначить пенсию с 10.12.2010 года. 

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Клочкова С.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области - Прониной А.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия         

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Клочков С.Н. обратился в суд с уточненным в ходе судебного заседания иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование исковых требований указал,  что на заявление от 10.12.2010 года о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности он получил от ответчика отказ в назначении такой пенсии, со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа. При этом в специальный стаж ответчиком не были включены период работы истца с 18.06.1986 г. по 29.10.1999 г. в должности тренера ДЮСШ, поскольку данная должность не предусмотрена разделом Списка «Наименование должностей» Правил и период  с 01.01.2000 г. по 09.12.2010 г. на 01.01.2001 из-за отсутствия необходимого стажа работы продолжительностью 16 лет 8 месяцев. Кроме того,  ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии не был  засчитан период работы тренером по вольной борьбе в отделении вольной борьбы добровольного спортивного общества «У***» в с. Т*** – с 01.08.1980 г. по 31.08.1981г, а также период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 09.11.1981 г. по 12.06.1983 г.(1год 7 мес.23 дня).

В ходе рассмотрении дела истец  отказался  от исковых требований в части включения в специальный стаж для назначения пенсии периода работы в должности тренера по вольной борьбе в ДСО «У***». Определением суда производство по делу в этой части прекращено.

 

Судом постановлено приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований Клочкова С.Н. в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Решение суда не соответствует Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а также Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, которые должны применяться на момент обращения истца за назначением пенсии. Полагает, что период работы  с 18.06.1986 г. по 29.10.1999 г.  в должности тренера не может быть включен в специальный стаж, поскольку данная должность не предусмотрена вышеуказанными Списками. Судом неправильно применено утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, так как данное Положение предусматривало включение периодов прохождения службы в Вооруженных Силах СССР при условии выработки 2/3 специального стажа. Данное условие истцом выполнено не было. Кроме того, характер  работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из данных норм следует, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели в детско-юношеских спортивных школах всех наименований, которые относятся к учреждениям дополнительного образования детей.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,  и  исходя из того, что характер педагогической работы, которую выполнял Клочков С.Н. с 20.11.1985 года  по настоящее время, и  осуществляемые им функции не изменились, суд первой инстанции обоснованно включил спорные периоды трудовой деятельности истца   в ДЮСШ в должности тренера-преподавателя  с 18.06.1986 г.  по 29.10.1999 года,  с 01.01.2001 г. по 9.12.2010 в стаж работы про специальности, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.

Пунктом 12 Правил определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Из этого следует, что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, работавшим в соответствующих должностях и имеющим стаж работы в образовательных учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на 01.01.2001 не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в учреждениях дополнительного образования детей в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.

Поскольку в отношении Клочкова С.Н. данные условия соблюдены, его специальный стаж  составляет 26 лет 08 месяцев 13 дней,  суд первой инстанции  пришел к правильному  выводу об удовлетворении  требований Клочкова С.Н.

Доводы жалобы о необоснованности включения периода прохождения истцом  службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж несостоятельны.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Клочкова С.Н.. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Другие доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании правовых норм и не могут повлечь отмену решения суда.

Учитывая, что на момент обращения  к ответчику с заявлением о назначении пенсии (10.12.2010 года) у истца имелся необходимый специальный стаж (более 25 лет), суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Клочкову С.Н. досрочную трудовую  пенсию с указанной даты, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения суда, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи