Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем участника ВОВ
Документ от 08.02.2011, опубликован на сайте 25.02.2011 под номером 23425, 2-я гражданская, Об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                               Дело № 33-482/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            08 февраля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Трифоновой Т.П. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Высоцкой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Карповой М*** И*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 24 декабря 2010 года,  которым постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Карповой М*** И***  к     мэрии г. Ульяновска   о признании ее  нуждающейся  в улучшении  жилищных условий, обеспечении жильем  отказать.

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Карпова М. И. обратилась в суд с иском  к мэрии г. Ульяновска   о признании её  нуждающейся  в улучшении  жилищных условий,   обеспечении жильем.

Иск мотивировала тем, что является участником и инвалидом ВОВ. Решением мэрии г. Ульяновска в удовлетворении её заявления о постановке  на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей было отказано со ссылкой на то, что  она обеспечена учетной нормой жилой площади и не может быть признана нуждающейся в улучшении  жилищных условий.

С решением мэрии она не согласна, поскольку проживает в квартире дочери по адресу: г. Ульяновск, *** пер. М***, ***-***. Членом семьи своей дочери она не является, общее хозяйство с ней не ведет.  Просила  признать решение мэрии об отказе в  признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий  незаконным, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить её на соответствующий учет и  предоставить ей жилое помещение как участнику и инвалиду Великой Отечественной войны.

Рассмотрев заявление по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Карпова М.И. просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывает, что формальное  наличие родственных отношений между ней  и собственником  квартиры, в которой она проживает, не является основанием  для признания ее (Карповой М.И.) членом семьи собственника квартиры и отказа  в связи с этим в признании нуждающейся в жилом помещении.

Для признания членом семьи собственника жилого помещения необходимо совместное с ним проживание, чего в данном случае нет.  Собственница квартиры в ней не зарегистрирована и не проживает. Вместе с тем данный факт не был принят судом во внимание при рассмотрении дела. 

Судом нарушены нормы  процессуального права при рассмотрении дела. В нарушение ст. 249 ГПК РФ, суд возложил на заявительницу обязанность по доказыванию законности оспариваемого ею решения мэрии г. Ульяновска. Вместе с тем обязанность по доказыванию принятого мэрией г. Ульяновска решения должна быть возложена именно на мэрию.

Резолютивная часть решения суда содержит вывод об отказе в удовлетворении требований Карповой М.И. о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем таких требований ею не заявлялось.

В судебное заседание участники процесса не явились. О дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Карпова М.И. является инвалидом Великой Отечественной войны.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обеспечены жильем могут быть не все инвалиды Великой Отечественной войны,  а только нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 1982 года Карпова М.И. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: г. Ульяновск,  *** пер. М*** ***-***. Кроме неё в указанной квартире с 01.09.2000 года зарегистрирована внучка Ч*** Ю.В., 1980 года рождения.  Собственницей квартиры является дочь Карповой М.И. – Ч*** Г.В., которая в квартире не зарегистрирована.

В 2010 году Карпова М.И. обратилась в Мэрию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении вне очереди жилой площади как ветерану Великой Отечественной войны. Письмом от 20.01.2010 года в предоставлении жилья вне очереди ей было отказано, поскольку она не является нуждающейся в жилье.

Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного решения Мэрии г. Ульяновска, Карпова М.И. указывает, что, несмотря на то, что проживает в квартире, принадлежащей её дочери, членом семьи своей дочери она не является, совместно с ней не проживает и не ведет общего хозяйства. 

Данные доводы правомерно не были приняты во внимание судом первой инстанции. Истица проживает в указанной квартире в качестве члена семьи своей дочери и в соответствии со ст. 31 ЖК РФ имеет равное с ней право пользования указанной квартирой.  Доводы кассационной жалобы Карповой М.И. сводятся к неверной трактовке норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктами 4-5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ульяновской Городской думы от 13 июля 2005 года № 136 установлена  учетная  норма  площади жилого помещения в размере 12 кв. м.

Учитывая, что общая площадь квартиры, в которой проживает  Карпова М.И., составляет 41,93 кв.м, на каждого из зарегистрированных в квартире    приходится по 20,96 кв.м общей площади жилого помещения, что превышает установленный в г. Ульяновске размер учетной нормы жилого помещения.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения мэрии г. Ульяновска об отказе Карповой М.И. в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанность принять Карпову М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей как участнику и инвалиду Великой Отечественной войны жилого помещения не имелось.

Решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 24 декабря 2010 года без изменения, а кассационную жалобу Карповой М*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи