Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация морального вреда от преступления
Документ от 18.01.2011, опубликован на сайте 27.01.2011 под номером 22785, 2-я гражданская, О взыскании морального вреда, причиненного преступлением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дубенская Е.А.                                                        Дело № 33-190(33-4816)-2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                18 января 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Костенко А.П.,

при секретаре Бутузовой Я.А.                       

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Глухова И*** А*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2010 года, по которому постановлено:

 

Взыскать со Слепкова А*** В*** в пользу Глухова И*** А***   компенсацию морального вреда в размере  100 000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Глухова И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Слепкову Л.В., просившую отказать в удовлетворении жалобы, прокурора Сальникова А.А., считающего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Глухов И.А. обратился в суд с иском к Слепкову А.В. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей.

 

В обоснование своего иска Глухов И.А. указал, что он является потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по ст. 111 ч. 1 УК Российской Федерации в отношении ответчика, который своими противоправными действиями причинил тяжкий вред здоровью. В результате нанесения ножевых ранений он (истец) длительное время находился на стационарном лечении в Ульяновской областной клинической больнице, перенес шок II степени, экстренную операцию, в течение двух месяцев находился на амбулаторном лечении по месту своего жительства. Долгое время испытывал  сильную боль, затруднение дыхания, так как в результате ножевых ранений у него были повреждены легкие.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд вынес решение приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Глухов И.А. просит решение изменить, взыскать в его пользу с ответчика 500 000 рублей.

 

Свою жалобу истец мотивировал тем, что судом при определении размера компенсации морального вреда не была учтена степень причиненных ему физических и нравственных страданий. Суд не учел, что в течение трех месяцев он из-за преступных действий ответчика не работал, находился на иждивении своей мамы, поскольку был лишен возможности зарабатывать денежные средства на свое содержание.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Из постановления Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 03 ноября 2010 года следует, что Слепков А.В. совершил запрещенное уголовным законом общественно-опасное деяние, а именно: умышленно причинил тяжкий вред здоровью  по признаку  опасности  для жизни (истца по настоящему делу).

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 07 сентября 2010 года № *** Слепков А.В. причинил потерпевшему Глухову И.А. следующие телесные повреждения: колото-резаное слепое ранение правой половины грудной клетки в 4-ом межреберье  по окологрудной линии с пересечением 4-го  ребра, слепым ранением нижней доли правого легкого  и ранением межреберной артерии с развитием правостороннего гематоракса (кровь в плевральной полости), которое причинило тяжкий вред здоровью по признаку  опасности  для жизни;  колотую рану мягких тканей в правой подвздошной области, которая расценивается как повреждение, не причинившее вред здоровью согласно Правилам судебной медэкспертизы  вреда здоровью.

 

Указанным постановлением суда Слепков А.В. освобожден от уголовной ответственности за совершенное им в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст. 111 ч. 1 УК Российской Федерации.

 

Ответчику назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, а за потерпевшим Глуховым И.А. признано право на удовлетворение гражданского иска о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья.

 

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон. На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о безусловном праве Глухова И.А. на компенсацию морального вреда, так как действиями ответчика ему был причинен тяжкий вред здоровью.

 

Закон не устанавливает ни минимального, ни максимального размера компенсации морального вреда, стоимость человеческих страданий не высчитывается.

 

Компенсация предназначена для сглаживания нанесенных человеку моральных травм, и ее размер определяется судом с учетом характера причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, требований разумности и справедливости (ст. 1100 ГК РФ).

 

Приведенная в решении судом мотивация определения размера компенсации морального вреда отвечает критериям разумности и справедливости, согласуется с нормами права и установленными фактическими обстоятельствами по делу.

 

Поэтому доводы жалобы о необоснованности и незаконности постановленного судом решения в части заниженного (по мнению истца) размера взысканной компенсации не могут служить основанием к его отмене по указанным выше мотивам.

 

Статья 151 ГК Российской Федерации предусматривает возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, поскольку компенсация морального вреда является универсальной мерой ответственности за нарушение нематериальных благ.

 

Иными словами, ввиду особенностей объекта посягательств нанесенный вред выражается не в каких-либо материальных потерях, а в человеческих страданиях физического или нравственного характера, т.е. моральный вред является неимущественным.

 

Поэтому довод жалобы о том, что суд не учел, что в течение трех месяцев он из-за преступных действий ответчика не работал, не мог зарабатывать денежные средства на свое содержание, подлежит отклонению, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

 

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Глухова И*** А*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи