Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Социальные гарантии лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Документ от 13.01.2011, опубликован на сайте 19.01.2011 под номером 22723, 2-я гражданская, о включении в реестр для выдачи удостоверения и выдаче удостоверения единого образца,подтв. право на получение мер соц.поддержки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                             Дело № 33-42/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          13 января 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Гурьяновой О.В. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Трифоновой А.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Старовойтовой Л*** П*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 ноября 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Старовойтовой Л*** П*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, МЧС РФ о включении в реестр для выдачи удостоверения и выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Паниной Л.Л., представляющей по доверенности интересы Старовойтовой Л.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Старовойтова Л.П. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, МЧС России о включении в реестр для выдачи удостоверения и выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В обоснование иска указала, что в период с 1955 года по 1972 год проживала в поселке Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области Республики Казахстан. Данный населенный пункт включен в Перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило суммарную эффективную дозу облучения более 25 бэр, утвержденные распоряжениями Правительства РФ от 10.02.1994 г. № 162-р и от 15.03.1995 г. № 356-р. В период проживания в п. Чаган она подверглась радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с дозой облучения свыше 25 бэр. Облучение повлияло на ухудшение здоровья и способствовало возникновению *** заболеваний. 09.10.2009 г. Аппаратом Акима п. Чаган Семипалатинской области ей выдана справка № ***, которая подтверждает, что она действительно проживала в п. Чаган с 1955 года по 1972 год в зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на население свыше 100 бэр. С данным документом она обратилась в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области с просьбой включить в реестр для получения удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной защиты. В ответ у нее затребован документ о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Соответствующее требование истица полагает незаконным, поскольку ее право на получение удостоверения единого образца подтверждается самим фактом проживания в п. Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области в период с 1955 года по 1972 год.

 

Разрешив по существу заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Старовойтова Л.П. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что населенный пункт Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области, в котором она проживала в 1955-1972 годах, включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р, как населенный пункт население, которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв. Данный факт подтверждает предоставленная суду справка, выданная Акиматом поселка Чаган.

В соответствии со ст.13 Международной Конвенции стран СНГ от 22.01.1999 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, документы, которые на территории одной из Договорившихся Сторон изготовлены учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме, и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договорившихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договорившихся Сторон рассматриваются  как официальные документы, пользуются на территории других Договорившихся Сторон доказательной силой официальных документов. В силу этого справка Акимата поселка Чаган является официальным документом, подтверждающим полученную суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения.

Действующим законодательством дозы облучения определены по каждому населенному пункту Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р, а не дозами, полученными каждым человеком индивидуально.

В силу Приказа МЧС России от 18.09.2009 г. № 540 документы о полученной суммарной (эффективной) дозе облучения на основании расчетов доз облучения граждан в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке, могут быть затребованы только при проживании граждан за пределами периода радиационного воздействия. При этом реализация данного требования может осуществляться после определения Правительством РФ органа, на который будут возложены обязанности по выдаче заключений о полученной дозе радиационного воздействия в соответствии с утвержденными методическими указаниями. Соответствующий орган до настоящего времени не определен.

Также в кассационной жалобе Старовойтова Л.П. ссылается на данные о количестве произведенных на Семипалатинском ядерном полигоне ядерных взрывов, их мощности и времени проведения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

Согласно статьям 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Как следует из материалов дела, Старовойтова Л.П. в период с 1955 года по 1972 год проживала на территории Бескарагайского района Семипалатинской области бывшей Казахской ССР в населенном пункте Чаган.

Указанный населенный пункт включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

В настоящее время Старовойтова Л.П. является гражданином Российской Федерации, проживает в г. Ульяновске.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п. 3 указанных Правил).

Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения «НИИ Региональных медико-экономических проблем» в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ (от 4 апреля 1997 года № 469) и Правительства РФ (от 9 апреля 1997 года № ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт».

По данным исследований, дозы облучения от взрыва 29 августа 1949 года спустя шесть месяцев после взрыва не превысили значения 5 сЗв, в связи с чем влияние этого взрыва на граждан, прибывших в Чаган спустя 6 месяцев после взрыва в дозе свыше 5 сЗв специалистами не подтверждается (л.д. 145-149).

Старовойтова Л.П. начала проживать в указанном населенном пункте через шесть лет после ядерного испытания 29 августа 1949 года.

Согласно справке ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, основной причиной радиоактивного загрязнения местности в районе размещения поселка Чаган является первое ядерное испытание 29 августа 1949 года. В результате этого взрыва в районе расположения поселка Чаган максимальная доза облучения в первый год после взрыва (то есть в период с августа 1949 г. по август 1950 г.) могла превысить 25сЗв. На следах радиоактивных выпадений более 90 % всей дозы излучения, которую жители могут получить за 70 лет, реализуется в течение первого года после взрыва. С учетом быстрого спада мощности дозы облучение жителей в месте расположения поселка Чаган, начавших проживать после августа 1950 года, было значительно меньше 25 сЗв. Начиная с 1955 года, в ходе последующих ядерных испытаний на полигоне, включая «аварийный» наземный взрыв 7 августа 1962 года, а также некоторые выбросы в атмосферу подземных ядерных испытаний, суммарная эффективная доза облучения составила менее 5 сЗв. За период проживания в поселке Чаган с 1955 по 1972 годы Старовойтова Л.П. не могла получить суммарную дозу облучения, превышающую 5 сЗв.

При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что, поскольку истица на период проведения ядерного взрыва от 29 августа 1949 года в пос. Чаган не проживала, на территории этого населенного пункта стала проживать, начиная с 1955 года, оснований считать ее получившей суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв не имеется.

Само по себе проживание Старовойтовой Л.П. в указанном населенном пункте, включенном в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию   вследствие   ядерных   испытаний   на   Семипалатинском   полигоне  29 августа 1949 года, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), право на предоставление мер социальной поддержки не предоставляет, поскольку обуславливается законодателем не только проживанием, но и ставится в зависимость от реально полученной эффективной дозы облучения.

Согласно Порядку выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденному Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540, при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Представленная Старовойтовой Л.П. справка Акимата пос. Чаган Семипалатинской области о проживании в зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на население свыше 100 бэр оценена судом надлежащим образом.

Ссылка в кассационной жалобе на ст. 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года (с изменениями от 28 марта 1997 года), несостоятельна.

Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - членов Содружества Независимых Государств (далее - Конвенция), граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся стороны.

Предоставление правовой защиты гражданам и лицам, проживающим в государствах – участниках конвенции, на территории других государств не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают местные граждане и жители. Речь идет только о способах защиты уже имеющихся прав. Общий принцип п. 1 ст. 1 Конвенции конкретизируется в п. 2, где перечислен ряд процессуальных прав, призванных гарантировать справедливое судебное разбирательство. Право на льготы и компенсации – материальное право, которое может быть предметом правовой защиты, но не является ее элементом.

На территории Российской Федерации в соответствии со ст. 1 Конвенции правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам.

Конвенция распространяется только на транснациональные отношения – возникающие на территории одного государства, но затрагивающие права граждан и жителей других государств. Из этого следует, что Конвенция не дает гражданам Российской Федерации права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 13 Конвенции всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает обязательности его автоматического исполнения.

Таким образом, то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства.

Межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по взаимному признанию социальных гарантий пострадавших от радиации лиц, ранее проживавших в зоне деятельности Семипалатинского ядерного полигона, отсутствуют.

Вопросы социальных гарантий гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с конкретным механизмом компенсаций в России и Казахстане решаются самостоятельно.

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности получения Старовойтовой Л.П. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы, в том числе о количестве произведенных на Семипалатинском ядерном полигоне ядерных взрывов, их мощности и времени проведения, выводов суда не опровергают,

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Старовойтовой Л*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи