УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Жорова
И.А.
Дело № 33-4439/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
14 декабря 2010 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Камаловой Е.Я.,
Костенко А.П.,
при секретаре
Яковлевой Т.Ю.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Маркова В*** С*** на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2010
года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Признать
водительское удостоверение серии ***, выданное *** *** года Маркову В*** С***, ***
*** года рождения, недействительным.
Обязать УГИБДД УВД
по Ульяновской области изъять у Маркова В*** С*** его водительское
удостоверение серии *** № ***, выданное *** *** года.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., объяснения прокурора Балашовой Н.Н., возражавшей против
удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
г.Димитровграда обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к Маркову В.С., УГИБДД УВД по Ульяновской области о признании
водительского удостоверения недействительным и его изъятии.
В обоснование
исковых требований указал, что в результате проведенной проверки выявлены
нарушения Ф3 Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных
веществах». В *** диспансере ФГУЗ «МСЧ №*** ФМБА России» на учете с *** года с
диагнозом «***» состоит Марков В.С., которому в *** году было выдано
водительское удостоверение.
Просил признать
водительское удостоверение, выданное Маркову В.С. ***г., недействительным и
обязать УГИБДД УВД по Ульяновской области изъять у Маркова В.С. данное
удостоверение.
Разрешив по существу
заявленные по делу требования, суд постановил решение, приведённое выше.
В кассационной жалобе
Марков В.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что
решение является незаконным и необоснованным. В основу решения положены
доказательства, предоставленные прокуратурой г. Димитровграда в нарушение действующего законодательства.
Полагает, что сведения о состоянии его здоровья составляют врачебную тайну и
без его согласия получены быть не могут. Считает, что при осуществлении
правосудия не допускается использование таких доказательств.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего,
полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела.
Сделанные судом
выводы подробно мотивированы в решении, согласуются с требованиями действующего
законодательства, регулирующего правоотношения сторон.
Материалами дела
установлено, что Марков В.С. с *** года
по настоящее время состоит на учете в *** диспансере ФГУЗ «МСЧ №*** ФМБА России»
с диагнозом «***».
В соответствии с
пунктами 1,2 и 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995г. 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения
по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются
путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и
международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять
требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним
нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях реализации
данного права указанным Федеральным законом предусмотрен запрет эксплуатации
транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного,
наркотического или иного токсического опьянения.
Согласно ст. 45
Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и
законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности
государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие
отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с
источником повышенной опасности, для больных наркоманией.
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона
Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании» алкоголизм, наркомания, токсикомания отнесены к медицинским психиатрическим
противопоказаниями для деятельности, связанной с управлением транспортными
средствами.
Суд верно определил,
что право на управление транспортными средствами, соответственно, и право на
получение водительского удостоверения приобретают граждане, не имеющие
ограничений к водительской деятельности.
Поскольку ответчик
до настоящего времени состоит на учете в *** диспансере ФГУЗ «МСЧ №*** ФМБА
России» с диагнозом «***», то, управляя источником повышенной опасности -
транспортным средством, создает реальную опасность причинения вреда личности
окружающих.
При таких
обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при
наличии данного заболевания ответчик не вправе осуществлять управление транспортными
средствами.
Доводы, изложенные
Марковым В.С. в кассационной жалобе, относительно нарушения его конституционных
прав не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной
централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской Федерации.
При этом в силу ст.
22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на
него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц
указанных органов представления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших
вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и
обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им
организаций.
Таким образом,
соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения и
законодательства, регулирующего контроль оборота наркотических средств, в части
недопущения к управлению транспортными средствами лиц, страдающих наркоманией,
может являться предметом прокурорского надзора.
Действия прокурора
г. Димитровграда по истребованию в целях реализации соответствующих полномочий
сведений о лицах, состоящих на учете в *** диспансере, являются законными и
обоснованными.
Статьей 53
Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ определены права и обязанности
должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением
требований данного Федерального закона.
При наличии
достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, должностные лица органов прокуратуры, органов по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел,
таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей
компетенции имеют право требовать представления необходимых для выполнения
контрольных функций объяснений и документов, осуществлять иные меры контроля.
Постановлением
Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 31 утверждено Положение о создании, ведении
и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также
противодействия их незаконному обороту.
Единый банк данных
создается в целях реализации государственной политики в сфере оборота
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия
их незаконному обороту, а также повышения эффективности взаимодействия в этой
сфере федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Единый банк данных
представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную
информационную систему, которая содержит сформированную в виде информационных
ресурсов информацию, касающуюся оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и
предназначена для совместного использования федеральными органами
исполнительной власти, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и
Следственным комитетом Российской Федерации.
В Перечень информации,
представляемой для включения в состав единого банка данных по вопросам,
касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, введены следующие
разделы:
«О количестве больных
с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ» (раздел 3);
«О лицах, которые
злоупотребляют наркотическими средствами и психотропными веществами, но у
которых еще не сформировался синдром зависимости» (раздел 4);
За предоставление
информации для перечисленных разделов отвечает Минздравсоцразвития России.
Таким образом, для
соответствующей информации, представляющей особую значимость для интересов
государства, законодателем установлен особый порядок использования.
В силу изложенного
установленные статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан гарантии конфиденциальности сведений, составляющих врачебную
тайну, могут быть ограничены в определенных законом случаях. К таковым
относится особый порядок предоставления и передачи информации, связанной с
заболеваниями, обусловленными приемом наркотических препаратов.
Поскольку
должностные лица органов прокуратуры поименованы в качестве допущенных к данным
сведениям, ссылки Маркова В.С. на нарушение положений Конституции Российской
Федерации оспариваемыми действиями прокурора
г. Димитровграда являются необоснованными.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не
усматривается.
С учетом
изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не
подлежит.
Вместе с тем
судебная коллегия полагает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в другой
редакции: «Обязать Маркова В*** С*** в течение месяца после вступления решения
в законную силу сдать удостоверение в МОГТО и РЭР ГИБДД УВД по Ульяновской
области (г. Димитровград).
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2010 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Маркова В*** С*** – без
удовлетворения.
Абзац третий резолютивной части решения изложить в
другой редакции: «Обязать Маркова В*** С*** в течение месяца после вступления
решения в законную силу сдать удостоверение в МОГТО и РЭР ГИБДД УВД по
Ульяновской области (г. Димитровград).
Председательствующий
Судьи