УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Старостина И.М.
Дело № 33-4280/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
07 декабря
2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В. и Лисовой Л.С.,
при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
кассационной жалобе Захаровой П*** Ф*** на решение Инзенского районного суда
Ульяновской области от 13 октября 2010 года, по которому постановлено:
Исковые требования Захаровой П*** Ф*** к администрации
муниципального образования «Инзенское городское поселение», Министерству
регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской
области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области (ранее
Департамент социальной защиты населения
Ульяновской области) о включение в списки на предоставление социальной
выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в
соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах»,
предоставлении указанной выплаты в порядке очередности оставить без
удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Захарова П.Ф. обратилась в суд с иском к администрации МО
«Инзенское городское поселение», Управлению Департамента социальной защиты
населения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области,
Министерству регионального развития Российской Федерации о включении её в
списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета,
предоставлении данной выплаты в порядке очередности.
В обоснование иска указала, что решением комиссии по учету и
распределению жилой площади МО «Инзенское городское поселение» от 21.01.2010
она была поставлена на учет как имеющая право на предоставление социальной
выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в
соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ «О ветеранах». Однако письмом от 27.07.2010
она была поставлена в известность о том, что с 21.07.2010 снята с указанного
учета в связи с тем, что утратила основания для получения жилого помещения
согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. При этом никаких изменений в ее жилищных условиях
не произошло. Считает, что была снята с
учета незаконно, просила суд удовлетворить ее иск.
Рассмотрев данный иск по существу, суд первой инстанции
постановил решение, приведенное выше.
В кассационной жалобе Захарова П.Ф. не соглашается с решением
суда, просит его отменить как незаконное, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом
заявлении. Дополнительно указывает, что суд оставил без внимания тот факт, что
о продаже жилого помещения должностным лицам администрации Инзенского городского
поселения было известно 21.01.2010 – при постановке ее на учет в качестве
нуждающейся в жилом помещении. Решение комиссии о снятии ее с учета было
принято не в 30-дневный срок, как предусмотрено ч.2 ст.56 ЖК РФ, а лишь
21.07.2010, при этом о заседании комиссии ни она, ни ее близкие родственники не
были уведомлены и приглашены. Считает, что она, являясь ветераном Великой
Отечественной войны и вдовой умершего участника Великой Отечественной войны,
имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет
средств федерального бюджета.
В возражение на кассационную жалобу представитель
Министерства регионального развития Российской Федерации – Нечаев М.В. просит
решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы
Захаровой П.Ф. отказать.
Стороны, будучи извещенные надлежащим образом, в судебное
заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Захарова П*** Ф***, *** 1928 года рождения, является вдовой
умершего участника Великой
Отечественной войны – Захарова А*** П***
и также является ветераном
Великой Отечественной войны .
Согласно материалам дела, 16.12.2009 года Захарова П.Ф.
обратилась в администрацию МО «Инзенское городское поселение» с заявлением о
предоставлении ей жилья как вдове участника ВОВ, указывая, что своего жилья не
имеет.
Постановлением администрации МО «Инзенское городское
поселение» от 21.01.2010 Захарова П.Ф. была принята на учет как нуждающаяся в
улучшение жилищных условий.
Документы с заявлением Захаровой П.Ф. о выдаче
свидетельства для получения социальной
выплаты на приобретение жилого
помещения за счет средств федерального
бюджета были направлены в Департамент социальной защиты населения Ульяновской
области.
Впоследствии письмом Департамента социальной защиты
населения Ульяновской области документы Захаровой П.Ф. были возвращены администрации МО «Инзенское городское
поселение», с указанием на то, что предоставлен не полный пакет документов,
необходимый для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет
средств федерального бюджета.
Решением комиссии по учету и распределению жилой площади МО
«Инзенское городское поселение» от 21.07.2010 года Захарова П.Ф. была снята с
учета как нуждающееся в улучшении жилищных условий.
Из протокола №*** от 21.07.2010 года внеочередного заседания
комиссии по учёту и распределению жилой площади МО «Инзенское городское
поселение» усматривается, что основанием для снятия с учёта в качестве
нуждающейся в улучшении жилищных условий Захаровой П.Ф. явилось то, что
последняя ухудшила свои жилищные условия, продав в 2008 году дом, принадлежащий
ей на праве собственности. В настоящее время зарегистрирована в жилом помещении
общей площадью 65кв.м, где прописано 4 человека, и является обеспеченной жильём
по учётной норме предоставления жилья на одного человека.
Отказывая в
удовлетворении заявленных требований истицы о признании за ней права на получение социальной поддержки по
обеспечению жильем, суд первой инстанции исходил из того, что заявительница
обеспечена жильём выше учётной нормы (12 кв.м общей площади на человека),
установленной постановлением главы МО «Инзенское городское поселение» от
14.05.2007 №***, кроме того, в течение последних пяти лет совершила действия по
ухудшению жилищных условий.
Эти выводы суда основаны на материалах дела, мотивированы,
подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении.
Оснований для признания данных выводов суда неправильными не установлено.
Согласно
Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»
полномочия по обеспечению за счёт средств федерального бюджета жильём участников,
членов семьи участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, Российская Федерация передала органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г № 153 «О
некоторых вопросах реализации подпрограммы» «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы»
формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках
реализации данной подпрограммы является предоставление
им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья,
право на получение которого удостоверяется государственным жилищным
сертификатом.
В целях реализации меры государственной социальной поддержки
по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального
закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято
Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по
обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке
предоставления им жилых помещений».
Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата
предоставляется участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам
семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны,
признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и
вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области.
Таким образом,
правом на обеспечение жильём путём получения субсидии на приобретение жилья
согласно вышеуказанным нормам обладают, в том числе вдовы участников Великой
Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
Понятие
нуждающегося в жилом помещении дано ст.51 ЖК РФ, согласно которой под
нуждающимися в жилье
понимаются, в том числе граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого
помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи
менее учётной нормы.
К членам семьи
собственника жилого помещения ст. 31 ЖК РФ относит не только супругов и детей,
как несовершеннолетних так и совершеннолетних, но и родителей, совместно
проживающих с собственником. Другие родственники, а в исключительных случаях
иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены
собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из
материалов, Захарова П.Ф. с ***2008 года зарегистрирована по адресу:
Ульяновская область, г.Инза, ул.М***, дом ***, квартира ***.
Данное жилое помещение принадлежит на праве долевой
собственности (по 1/3) – К*** А. Е. (внук истицы), К*** О. А., К*** Н. А..
Общая площадь квартиры 65кв.м.
Согласно справке формы 8, выданной домоуправом МУП ЖЭУ
Инзенского городского поселения 18.01.2010г., в вышеуказанном жилом помещении
зарегистрировано 4 человека.
В связи с этим суд
пришёл к обоснованному выводу о том, что Захарова П.Ф. нуждающейся в улучшении
жилищных условий не является, так как проживает и зарегистрирована как член
семьи собственников в квартире общей площадью 65 кв.м, в указанной квартире
зарегистрировано 4 человека, т.е. на каждого приходится по 16,26 кв.м общей
площади, что выше учетной нормы, установленной для признания гражданина
нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, как
установлено судом и подтверждается материалами дела, истица до ***2008
года была зарегистрирована и проживала по адресу: Ульяновская область, г.Инза,
ул.К*** д.***, кв.1. Из договора купли-продажи земельного участка с долей
жилого дома от ***07.2008 усматривается, что Захарова П. Ф. продала, а С*** Т.
А. купила принадлежащей последней на праве собственности земельный участок
площадью 670 кв.м.и размещённую на нём ½ долю одноэтажного жилого дома.
Таким образом,
судом первой инстанции верно указано, что истицей совершены действия, в
результате которых ухудшились её жилищные условия, что является в соответствии
со ст. 53 ЖК РФ самостоятельным основанием к отказу в принятии на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении 5 лет с момента
совершения указанных действий.
Довод о том, что
Захарова П.Ф. обладает всеми правами, установленными ст. 21 Федерального закона
«О ветеранах
», однако не имеет своего жилого помещения, основан на неверном понимании и
толковании указанной нормы.
Так, пп.4 п.1
ст.21 Федерального закона «О ветеранах»
предусмотрена такая мера социальной поддержки членов семей погибших (умерших)
инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны,
как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём, однако обеспечению
жильём подлежат только нуждающихся в улучшении жилищных условий. В спорном же
случае Захарова П.Ф. , как выше установлено, нуждающейся в улучшении жилищных
условий не является.
Довод кассационной жалобы о нарушении администрацией Инзенского
городского поселения процедуры принятия решения о снятии Захаровой П.Ф. с учета
граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не может служить основанием
для отмены решения суда, поскольку само по себе данное нарушение не может повлечь
право истицы на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Кроме того, как усматривается из искового заявления, требования истицы
были мотивированы тем, что она имеет право на обеспечение за счет средств
федерального бюджета жильем, поскольку является нуждающейся в улучшении
жилищных условий. Истица просила обязать ответчиков включить ее в списки на
предоставление социальной выплаты на приобретение жилья. Решение суда
постановлено в соответствии со ст.196 ГПК РФ по заявленным истицей требованиям.
Таким образом,
решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводов,
влекущих отмену судебного акта первой инстанции, кассационная жалоба не
содержит.
Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 13
октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Захаровой П***
Ф*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи