Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выдаче жилищного сертификата участнику ЧАЭС
Документ от 23.11.2010, опубликован на сайте 20.12.2010 под номером 22009, 2-я гражданская, о признании участником подпрограммы и возложении обязанности выдать сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                      Дело № 33- 4150/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                23 ноября 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С. и Гурьяновой О.В.

при секретаре    Высоцкой А.В.                   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Грунчева В*** А*** – Дегтярева А*** В*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 октября 2010 г., по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований   Грунчева  В*** А***   к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития  Ульяновской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,  участником подпрограммы и выдаче государственного жилищного  сертификата – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., объяснения представителя истца – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Грунчев В.А.  обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска,   Министерству труда и социального развития  Ульяновской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, участником подпрограммы и выдаче государственного жилищного  сертификата. В обоснование требований указал, что выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом *** группы. С 18 апреля 2008 года  зарегистрирован и проживает в коммунальной квартире по адресу: г. Ульяновск, б-р Н***, ***-***, занимает 10,33 кв.м жилой площади, на которую также претендует его внучка – ***. До 18 апреля 2008 года он  был зарегистрирован  и проживал по адресу: г. Ульяновск, б-р Н***, д. ***, кв. ***, где кроме него  проживали его жена,  их дочь и внучка. После развода с женой 14 апреля 2008  года он был снят с регистрационного учета в данной квартире. 11.10.2008  года зарегистрировал брак с Грунчевой  ***

В 2010 года истец обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке его на льготную очередь по обеспечению жильем, однако отделом по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска  в постановке на очередь ему было отказано. С данным решением он не согласен, так как оно противоречит закону.

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  в редакции, действующей с 01.01.2005, гарантирует гражданам, указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

До 01.01.2006 участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС обеспечивались жильем в рамках прежней Подпрограммы, входившей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на первом этапе, лишение указанных лиц возможности участвовать в Подпрограмме на втором этапе существенно снижает ранее достигнутый уровень защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности. Таким образом, порядок обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004г. № 866, не позволяет гражданам, не допущенным к участию в действующей Подпрограмме, реально получить предоставляемую им федеральным законодательством меру социальной поддержки, что противоречит закону от 15.05.1991 № 1244-1.

В силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года за №17-П, обеспечение жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Просил обязать  мэрию г. Ульяновска поставить его (Грунчева В.А.) с составом семьи  два человека на учет в качестве нуждающегося  в улучшении  жилищных условий, как инвалида вследствие ликвидации последствий аварии  на Чернобыльской АЭС, обязать признать его с составом семьи два человека участником подпрограммы.  Обязать  Министерство труда и социального развития по Ульяновской области выдать ему (Грунчеву В.А.)  в первоочередном порядке государственный жилищный сертификат, удостоверяющий его право  на получение за счет средств федерального бюджета  субсидии  для приобретения   жилого помещения на состав семьи два человека с учетом права на получение дополнительной  общей площади жилого помещения 15 кв.м.

Разрешив по существу заявленные требования, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Грунчева В.А.- Дегтярев А.В., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, приводя доводы, аналогичные  доводам искового заявления. Полагает, что при вынесении решения судом  были нарушены нормы материального права. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд необоснованно исходил из того, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, последствия совершения которых  указаны в ст. 53 ЖК РФ. После развода с Грунчевой Н.В. прошло уже более восьми лет. Считает, что истец по объективным причинам не мог представить обязательство о сдаче квартиры по адресу: г. Ульяновск, бульвар Н***, д.***,  кв.***, так как там были зарегистрированы и проживали помимо истца и его бывшей супруги, его дочь и внучка. Проживая в указанном жилом помещении, учитывая его право на обеспечение дополнительной жилой площадью в размере 15 кв. м, он также был нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

По делу установлено, что  Грунчев В.А. имеет право на  компенсации и льготы,  установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской АЭС».

Статья 15 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС» гарантирует  гражданам, перечисленным в данном Законе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет после 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий  граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на  2002- 2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на  получение которой  удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Федеральным законодательством при переходе с 1 января 2005г. к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки сохранен достигнутый уровень защиты жилищных прав перечисленных в Законе № 1244-1 категорий граждан.

В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Согласно решению Ульяновской Городской Думы от  13  июля  2005 года №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади  жилого помещения»,  учетная  норма  площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная  норма  предоставления площади жилого помещения  в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека;  не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Как следует из материалов дела, до 14.04.2008 года Грунчев  В.А. был зарегистрирован в квартире общей площадью 52,26 кв.м по адресу: г. Ульяновск, бульвар Н***,  д. ***, кв. ***, где также были зарегистрированы его жена, дочь и внучка. Поскольку на каждого из проживающих приходилось по 13,06 кв.м, суд правомерно указал, что истец был обеспечен жилым помещением в соответствии с учетной нормой жилья.

Более того, до  1 января 2005 года он не встал на  учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, доводы, приведенные в кассационной жалобе, о том, что он, проживая с прежней семьей в вышеназванной двухкомнатной квартире, имел право на предоставление ему дополнительной площади (15 кв.м) и, следовательно, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий,  не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании правовых норм.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на  учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на  учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд установил, что с 18.04.2008 года Грунчев А.А. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: г. Ульяновск, бульвар Н***, д. *** кв. *** общей площадью 63, 27 кв.м., где занимает 10,33 кв.м  жилой площади и является сособственником   данной квартиры (54/300 доли).              

То обстоятельство, что истец добровольно снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства и  выехал из квартиры, где он был обеспечен жильем по действующим нормам, не реализовав свое право на приватизацию квартиры,  суд первой инстанции обоснованно оценил, как действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, последствия  совершения которых,  указаны в статье 53 ЖК РФ.

Учитывая, что судом не установлено оснований для включения Грунчева В.А.   в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и он не может быть признан участником подпрограммы, требование о предоставлении ему в первоочередном порядке  государственного жилищного сертификата  как  лицу, пострадавшему в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не основано на законе.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не усматривается.

Доводы кассационной жалобы, утверждающие  обратное, основаны на неверном толковании правовых норм и не могут повлечь отмену судебного постановления.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен правильно.

Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 октября 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Грунчева В*** А*** – Дегтярева А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи