У
Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
Судья Мещанинова
И.П.
Дело № 33-3925/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
02 ноября 2010 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пищугиной Л.И.,
судей Казаковой М.В,
Кинчаровой О.Е.,
при секретаре
Цветковой А.С.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской
области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 01 октября
2009 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Губина С*** И*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной
пенсии по старости удовлетворить частично.
Решение Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской
области № *** от 03.08.2010 года об отказе в назначении досрочной пенсии по
старости Губину С*** И*** отменить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском
районе Ульяновской области включить в специальный стаж Губину С*** И*** период
службы в составе вооруженных сил СССР с 10.05.1980 года по 08.06.1983 года (3
года 0 месяцев 29 дней) в календарном исчислении и назначить трудовую пенсию с
27 июля 2010 года.
В удовлетворении
остальной части требований Губину С*** И*** отказать.
Заслушав доклад судьи
Кинчаровой О.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Губин С.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному
учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области об отмене решения об отказе
в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный
стаж периода прохождения военной службы и назначении указанной пенсии. При этом
он указал, что решением УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области от 03.08.2010 ему было отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в
учреждениях для детей. Данным решением в специальный стаж не был засчитан
период его службы в Вооруженных Силах СССР с 10.05.1980 по 08.06.1983. Не
соглашаясь с решением УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области, он просил
суд включить указанный период в специальный стаж и назначить ему досрочную
трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с
27.07.2010.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного
учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, в иске отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы
указывает, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О
пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства» не подлежит применению при назначении досрочной пенсии по закону «О
трудовых пенсиях в РФ», поскольку оно утратило силу с 01.10.1993. Списки
профессий и должностей, утвержденные постановлениями Правительства РФ от
06.09.1991 № 463, от 29.10.2002 № 781, а также Правила исчисления периодов
работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривают включение в специальный
педагогический стаж периодов службы в рядах вооруженных сил.
Представитель
Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Карсунском
районе Ульяновской области в суд кассационной инстанции не явился, о дне и
времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. При таких
обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в его
отсутствие.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ст.ст.12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
Подпунктом 19 пункта
1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для
детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено,
что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из
материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карсунском
районе Ульяновской области от 03 августа 2010 г. Губину С*** И*** отказано в назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в
учреждениях для детей из-за отсутствия
необходимого специального стажа.
При этом в
специальный педагогический стаж истца не был засчитан период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с
10.05.1980 по 08.06.1983, с чем не согласился истец.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правомерно засчитал в льготный стаж период прохождения военной
службы в Вооруженных Силах СССР по призыву
с 10.05.1980 по 08.06.1983 и обязал ответчика назначить Губину С.И. досрочную
трудовую пенсию по старости.
Доводы кассационной
жалобы о необоснованном включении в специальный стаж истца периода прохождения
службы в Вооруженных Силах СССР являются несостоятельными.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55
(части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность
и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционным
Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была
высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в
соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации,
действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной
категорией лиц.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении
Списка должностей, работы в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды
работы до 1 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №
463.
Согласно п.3
названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В указанный спорный период времени действовало
утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №
1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого
предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по
специальности, кроме работы в
учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию
за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца
в Вооруженных Силах СССР относится к периодам до 01.01.2002, то есть до
установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых
пенсий педагогическим работникам.
Таким образом,
вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по
специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо
от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него
на это права.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано
указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина.
Другие доводы
кассационной жалобы основаны на неверном толковании правовых норм и не могут
повлечь отмену решения суда.
Учитывая, что у
истца необходимый специальный стаж (25 лет) с учетом включения периода
прохождения службы в Вооруженных Силах СССР на 27.07.2010 имелся, суд
обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную
трудовую пенсию с указанной даты, что соответствует требованиям действующего
законодательства.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы УПФ РФ
(ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области не подлежит.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 01 октября 2010 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи