Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия муниципалитета по постановке на учет бесхозяйного защитного сооружения
Документ от 28.09.2010, опубликован на сайте 20.10.2010 под номером 21159, 2-я гражданская, Об обязании принять меры к постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело-33-3265/2010                                         

Судья Рыбалко В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

28 сентября 2010 года                                                                  город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей  Гурьяновой О.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Тарановой А.О.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 августа 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, выразившееся в  непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –  защитного сооружения  19-73, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100),  расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Урицкого, 41.

Обязать мэрию города Ульяновска принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения  19-73, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100),  расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Урицкого, 41.

Обязать мэрию города Ульяновска осуществлять надлежащее содержание бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения  19-73, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100),  расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Урицкого, 41.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности содержать недвижимое имущество. Исковые требования мотивировал следующим. Прокурорской проверкой установлено, что по ул. Урицкого, 41 расположено не имеющее балансодержателя, паспорта и находящееся в неработоспособном состоянии защитное сооружение гражданской обороны 19-73, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-Ш-100), ранее находившееся на балансе реорганизованного объединения «Ульяновскоблгражданстрой». На запросы о собственнике и балансодержателе данного объекта получены   ответы  об отсутствии данного объекта в реестрах государственного и муниципального имущества, следовательно, указанный объект является бесхозяйным. В нарушение норм действующего законодательства органами местного самоуправления мер по учету и принятию защитного сооружения гражданской обороны 19-73, относящего к имуществу, необходимому для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность, его содержанию и ремонту предпринято не было.

 

Рассмотрев дело по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе мэрия г.Ульяновска просит отменить решение суда. Автор жалобы считает, что все имущество, находившееся на балансе ликвидированного Ульяновского областного строительно-монтажного объединения «Ульяновскоблгражданстрой», относится к областной собственности. Ссылаясь на постановление Верховного Совета РФ № 3020 от 27.12.1991 года, указывает, что объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период (гражданской обороны), относятся исключительно к федеральной собственности. Полагает, что при отсутствии паспорта нельзя утверждать, что спорное имущество является именно защитным сооружением гражданской обороны. В соответствии со ст.225 ГК РФ приобретение бесхозяйного имущества в собственность является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью, следовательно, бездействия со стороны мэрии города Ульяновска допущено не было. Также указывает, что бюджет муниципального образования не предусматривает денежных средств на содержание указанного имущества. Само содержание мэрией имущества, поступившего на учет как бесхозяйное, возможно только после регистрации права муниципальной собственности, а не с момента постановки на учет.

 

Представитель мэрии просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Балашову Н.Н., представителя Главного управления МЧС России по Ульяновской области Фуфаева В.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ:

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

 

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что защитное сооружение гражданской обороны 19-73, Ш класса, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Урицкого, 41 (далее по тексту – защитное сооружение), подпадает под признаки, указанные в пункте 1 статьи 225 ГК РФ.

 

Однако данный вывод противоречит действующему законодательству.

 

На основании приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

 

Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации согласно пункту 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1.

 

Функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и по управлению государственным имуществом в этой сфере осуществляет федеральный орган исполнительной власти - МЧС России (пункт 1, подпункт 10 пункта 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868).

 

Таким образом, в силу закона объект гражданской обороны является исключительной федеральной собственностью.  Правомочным органом Российской Федерации решение, выражающее его волю на отказ от права собственности на данный объект, не принималось. Доказательств обратного в суд не представлено.

 

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не было правовых оснований считать незаконным непринятие мэрией г.Ульяновска мер по постановке на учет защитного сооружения как бесхозяйного.

 

Не было также оснований возлагать на мэрию обязанность осуществлять надлежащее содержание защитного сооружения, поскольку статья 225 Гражданского кодекса РФ не предусматривает такой обязанности. Даже в случае применения пункта 1 данной статьи мэрия не вправе осуществлять владение (содержание) имущества, поскольку только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.  Кроме того, как указывалось выше, владение, пользование и распоряжение защитными сооружениями гражданской обороны осуществляется только с согласия Росимущества.

 

Судебная коллегия считает необходимым отметить и то обстоятельство, что истцом был избран ненадлежащий способ судебной защиты. Перечень способов защиты гражданских прав, указанный в статье 12 Гражданского кодекса РФ, не является исчерпывающим.

 

Материалами дела установлено, что защитное сооружение по адресу: г.Ульяновск, ул.Урицкого, 41 не существует, засыпано грунтом толщиной        более 2 метров. Данный вывод подтверждается: письмом Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 27 апреля 2010 года №2714-1-10 «О состоянии защитного сооружения» (л.д.7), актом проверки защитного сооружения №19 от 29 октября 2008 года (л.д.9), письмом от 30 мая 2010 года №304 начальника управления (по г.Ульяновску) Главного управления МЧС России по Ульяновской области (л.д.17), письмом от 23 марта 2010 года №89 начальника отдела гражданской защиты по Ленинскому району (л.д.17), письмом, представленным в ходе рассмотрения дела в суд кассационной инстанции, Управления ГПН Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 15 сентября 2010 года № 948-2-4-7.

 

Фактическое отсутствие объекта недвижимости делает невозможным принятие его на учет в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580, поскольку одними из требуемых для представления в Федеральную регистрационную службу документов являются: документ, содержащий описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный организацией по учету объектов недвижимого имущества; кадастровый план земельного участка. 

 

УОГУП «Бюро технической инвентаризации» не сможет составить план объекта недвижимости, находящегося под 2-метровым слоем грунта, не имеющего доступа.

 

Также невозможным является представление кадастрового плана земельного участка, поскольку земельный участок под защитным сооружением не формировался. Сам земельный участок по адресу: г.Ульяновск, ул.Урицкого, 41 находится в общей долевой собственности ЗАО «Х!%олдинговая компания!% «А***» (70/100 долей), Т*** А.А. (25/100 долей), А*** М.Х. (5/100 долей).   Формирование земельного участка, занимаемого защитным сооружением, без согласия сособственников данного земельного участка невозможно.

 

Положения пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не являются основанием для удовлетворения поданного прокурором иска. Данная норма к вопросам местного значения городского округа относит организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

Поддержка в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны не означает осуществление деятельности по постановке защитного сооружения на учет, а также надлежащее содержание ликвидированного объекта гражданской обороны.  Поддержка может иметь место тогда, когда объект существует и функционирует.

 

В силу изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении поданного иска.

 

Вместе с тем прокурор не лишен возможности обратиться в суд с иными требованиями, если считает, что защитное сооружение ликвидировано без законных оснований и имеется необходимость в его восстановлении и дальнейшем использовании по прямому назначению.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 августа 2010 года отменить, вынести по делу новое решение, по которому:

В удовлетворении иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия мэрии г.Ульяновска, обязании мэрии г.Ульяновска принять меры к постановке на учет  бесхозяйного недвижимого имущества – защитного сооружения 19-73, Ш класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-Ш-100), расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Урицкого, 41, обязании мэрии г.Ульяновска осуществлять надлежащее содержание указанного объекта отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи