УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-3422/2010 Судья Чернова
Н.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
21 сентября
2010 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Лисовой Л.С.,
Казаковой М.В.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе
города Ульяновска на решение
Железнодорожного районного суда г.
Ульяновска от 11 августа 2010 года, по которому
суд решил:
Исковые требования
Мартьяновой О*** А*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать в
специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы Мартьяновой О***
А***:
с 09.09.1981 по 31.08.1987 в должности диетсестры
пищеблока в Ульяновской детской больнице № ***;
с 06.10.1992 по 04.01.1994 – время нахождения в отпуске по
уходу за ребенком до достижения им полутора лет;
с 13.01.1995 по
31.12.1999 в должности диетмедсестры в
областной детской больнице, переименованной в ГУЗ «Ульяновская областная
детская клиническая больница»;
с 01.01.2000 по 10.12.2009
в должности старшей диетсестры пищеблока в областной детской больнице,
переименованной в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница».
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Мартьяновой
О*** А*** досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения с 07.12.2009 года.
Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия
установила:
Мартьянова
О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе о включении
периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи
лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении
досрочной трудовой пенсии.
В
обоснование требований указала, решением
комиссии при Управлении Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г.
Ульяновска Ульяновской области от 11.03.2010 ей было отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у неё специального
трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии. При этом ей не
были включены в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной
трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы: с
09.09.1981 по 31.08.1987 - (5 лет 11 месяцев 22 дня) в качестве
диетсестры пищеблока в Ульяновской детской больнице № ***; с 06.10.1992
по 04.01.1994 (1 год 3 месяца 1 день) время нахождения в отпуске по
уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; с 13.01.1995 по 31.12.1999 - (4 года 11 месяцев 18 дней) в
качестве медицинской сестры диетической в ГУЗ «Ульяновская областная детская
клиническая больница»; с 01.01.2000 по 10.12.2009 - (9 лет 11 месяцев 10 дней) в
качестве старшей медицинской сестры диетической в ГУЗ «Ульяновской областная
детская клиническая больница».
Полагает,
что данный отказ является необоснованным, просит суд включить в специальный трудовой стаж спорные периоды
работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения с 07.12.2009 года.
Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение,
приведенное выше.
В
кассационной жалобе УПФ (ГУ) РФ в Железнодорожном районе
г.Ульяновска просит решение суда отменить как постановленное с
существенным нарушением норм
материального права, ссылаясь на необоснованность включения в специальный стаж
для назначения досрочной пенсии спорных периодов работы. В жалобе указано,
что наименование должности истицы не
предусмотрено нормативно-правовыми актами, дающими право на досрочное
назначение пенсии, а именно: списками должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и
иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999
№ 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также истицей не представлены
доказательства отнесения в периода до 01.11.1999 (до принятия Списка от
22.09.1999 №1066) должности, в которой
работала истица, к среднему медицинскому персоналу. Кроме того, в соответствии
с действующим законодательством льготный характер работы может быть подтвержден
только документально, однако суд, разрешая спор, данные обстоятельства
устанавливал исходя из показаний свидетелей. Полагает также, что период нахождения истицы в отпуске по
уходу ребенка до достижения им 1,5 лет зачету в льготный период для назначения
пенсии также не подлежит, поскольку в указанный период истица не занималась
лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного
рабочего дня. Поскольку истица, обращаясь в органы Пенсионного фонда за
назначением пенсии, не представила необходимые документы, то у суда не имелось
оснований для назначения пенсии с момента ее обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии.
Изучив доводы кассационной
жалобы, проверив материалы дела, заслушав пояснения Мартьяновой О.А.,
возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с п.1 пп. 20 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа
и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо
только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей
и учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения указанной
пенсии при необходимости
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» вступил в действие с 01 января 2002 года. До 01 января
2002 года действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990
года № 340-1.
Статья 81 Закона ФЗ
от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» также
предусматривала, что пенсия в
связи с лечебной
и иной работой по охране
здоровья населения устанавливается при выслуге
не менее 25 лет в
сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах.
В период действия
данного закона право на
пенсионное обеспечение по
выслуге лет определялось
постановлением Совета Министров
РСФСР от 06 сентября 1991 года
№ 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», согласно п.1
данного списка врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования
должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических
учреждений всех форм собственности имели право на пенсию за выслугу лет.
Как следует из материалов дела,
при обращении истицы за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в
связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения ей было отказано в назначении такой пенсии по мотиву того, что на
момент обращения в Пенсионный фонд она не имела необходимого специального стажа
работы.
Судом
установлено, что истица в оспариваемые периоды с
09.09.1981 по 31.08.1987 работала в качестве диетсестры пищеблока в Ульяновской
детской больнице № ***; с 06.10.1992 по
04.01.1994 медицинской сестрой в отделении № 1 «Патологии новорожденных» в
Ульяновской детской больнице; с
13.01.1995 по 31.12.1999 в качестве диетмедсестры,
с 01.01.2000 по 10.12.2009 в качестве старшей диетсестры пищеблока в областной
детской больнице, переименованной в ГУЗ
«Ульяновская областная детская клиническая больница».
В период
с 06.10.1992 года по 04.01.1994 года находилась в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им 1,5 лет.
Учитывая, что
должность истицы отнесена к среднему медицинскому персоналу, что
подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, а также
номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава России № 377 от
15.10.1999 года, при этом до 01.11.1999
года средний медицинский персонал независимо от наименования должности имел
право на пенсию по выслуге лет, суд первой инстанции правомерно засчитал в
специальный стаж истицы спорные периоды работы до 01.11.1999 года.
Обоснованно засчитан, в том числе и период отпуска по уходу за ребенком с 17.09.1992 по
14.01.1994, поскольку по смыслу статьи 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения
женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный
стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации №25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при
рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»
при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы
по специальности периода нахождения в
отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости,
следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 06.10.1992,
то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени
обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на
досрочное назначение пенсии по старости.
В силу изложенного доводы кассационной жалобы о
необоснованном включении вышеназванных периодов в специальный стаж несостоятельны,
так как основаны на неверном толковании правовых норм.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с
решением суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истицы
периодов её работы после 01.11.1999 года. В указанной части решение суда
подлежит отмене по следующим основаниям.
Вышеназванное постановление Совета Министров РСФСР от 06
сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка
профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений,
лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которое
предусматривало зачет в льготный стаж периодов работы среднего медицинского
персонала независимо от наименования должности,
утратило силу с 01 ноября 1999 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября
1999 года № 1066 «Об утверждении
Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую
право на
пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с лечебной
и иной работой по охране
здоровья населения».
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Правительства РФ
N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября
2002 года, должности медицинской сестры диетической и старшей диетсестры пищеблока не включены.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и
иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ
N 781 от 29 октября 2002 года, указанные
должности также не включены.
Принимая решение о включении периодов работы истицы после
01.11.1999 года, суд первой инстанции не учел, что при исчислении стажа работы,
дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен
разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения
указанной работы. В силу изложенного период работы истицы в должности медицинской сестры
диетической и старшей диетсестры пищеблока после 01 ноября 1999 года включению
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не
подлежит.
В силу действующего законодательства к компетенции суда не
отнесено и установление тождества должностей.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части включения в специальный трудовой
стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, периодов работы истицы: с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года
в должности диетмедсестры в областной детской больнице и с 01 января 2000 года
по 10 декабря 2009 года в должности старшей диетсестры пищеблока в областной
детской больнице.
Поскольку истица не имеет
необходимого стажа – 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения, решение суда в части назначения ей
пенсии с 07.12.2009 также подлежит отмене.
Судебная коллегия
полагает возможным постановить в этой части новое решение, которым Мартьяновой
О.А. в удовлетворении иска о включении
периодов с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года в должности диетмедсестры
в областной детской больнице и с 01 января 2000 года по 10 декабря 2009 года в
должности старшей диетсестры пищеблока в областной детской больнице в
специальный трудовой стаж и о досрочном назначении пенсии – отказать.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 11 августа
2010 года отменить в части возложения на Управление пенсионного фонда
РФ в Железнодорожном районе г.
Ульяновска обязанности по назначению пенсии Мартьяновой О*** А*** с 07.12.2009
года и в части включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную
трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
периодов её работы:
с 01 ноября 1999
года по 31 декабря 1999 года в должности диетмедсестры в областной детской
больнице, переименованной в ГУЗ
«Ульяновская областная детская клиническая больница; с 01 января 2000 года по 10 декабря 2009 года
в должности старшей диетсестры пищеблока в областной детской больнице,
переименованной в ГУЗ «Ульяновская
областная детская клиническая больница».
Постановить в этой
части новое решение, которым Мартьяновой О.А. в удовлетворении иска о включении указанных периодов в специальный
трудовой стаж и о досрочном назначении пенсии с 07.12.2009 отказать.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи