Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью
Документ от 31.08.2010, опубликован на сайте 10.09.2010 под номером 20446, 2-я гражданская, О включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело №33-3091/2010                                                         Судья Смышляева О.В.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2010 года                                                                            г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного су­да в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей Булгакова Г.М., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бутузовой Я.А.

рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 23 июля 2010 года, которым постановлено:

 

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области включить периоды работы  Костычевой И*** В*** с  01.04.1994 года по 31.07.1994 года, с 01.09.1995 года по 31.10.1999, с 01.11.1999 года по 04.08.2003 года в должности заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Городская поликлиника № 7», а также  с 05.08.2003 года по 14.08.2005 в должности заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Пригородная врачебная амбулатория» и период с 31.03.2008 по 30.04.2008 нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца).

Назначить Костычевой И*** В*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в  учреждениях здравоохранения с 15.12.2009.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА :

 

Костычева И.В.  обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Улья­новска  о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии.

Требования мотивировала тем, что 25.11.2009 она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности. Решением комиссии Управления Пенсионного фонда в  Железнодорожном районе г. Ульяновска от  04.03.2010  ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Ответчик не включил в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периоды ее работы с  01.04.1994 по 31.07.1994, с 01.09.1995 по 31.10.1999 в должности заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Городская поликлиника № 7», так как не представлен документ, подтверждающий отнесение вышеуказанной должности к среднему медицинскому персоналу. Периоды работы с 01.11.1999 по 04.08.2003, а также с 05.08.2003 по 14.08.2005  в должности заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Городская поликлиника № 7» не включены в специальный стаж, так как указанная должность не предусмотрена Списком должностей, работа в которых дает право на досрочно трудовую пенсию. Период работы с 31.03.2008 по 30.04.2008 в должности  заведующей Луговским   фельдшерско-акушерским   пунктом   -   акушерки   Пригородной врачебной амбулатории МУЗ «Городская поликлиника № 7» также не был зачтен в специальный стаж, поскольку в указанное время она находилась на курсах повышения квалификации. Полагала данный отказ незаконным, просила спорные периоды включить в специальный стаж ее работы и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ (ГУ) РФ в Железнодорожном  районе  г. Ульянов­ска просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что суд неправильно определил значимые по делу обстоятельства, не дал им надле­жащей правовой оценки и к спорным правоотношениям неверно применил материальный закон. Автор жалобы указывает на то, что истице необоснованно включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы в качестве заведующей  Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Городская поликлиника №7»  и МУЗ «Пригородная врачебная амбулатория», поскольку  наименование должности  «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» не предусмотрено Списками.  Также истицей не представлены доказательства отнесения в период до 01.11.1999 (до принятия Списка от 29.10.2002 № 781) должности,  в которой работала истица, к среднему медицинскому персоналу. Кроме того, суд не дал оценки тому, что  в период 1998-2009 годы в штатном расписании должность акушерки не  предусмотрена.  В соответствии с действующим законодательством льготный характер работы может быть подтвержден только документально, однако суд, разрешая спор, данные обстоятельства устанавливал исходя из показаний свидетелей. Необоснованно судом включен период нахождения истицы на курсах повышения квалификации в специальный стаж, поскольку в этот период она не занималась исполнением своих трудовых обязанностей. Поскольку истица, обращаясь в органы Пенсионного фонда за назначением пенсии, не представила необходимые документы, то не было у суда  оснований для назначения пенсии с момента ее обращения в Управление с заявлением о назначении пенсии.

Ответчик был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако в суд кассационной  инстанции его представитель не явился. Поскольку ответчик не известил суд о причинах неявки его представителя, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя  УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Костычевой  И.В., возражавшей против  удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 25.11.2009 года Костычева И.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья насе­ления в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии при УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска от 04.03.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истице засчитано 17 лет 01 день. Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы: с 01.04.1994 по 31.07.1994, с 01.09.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 04.08.2003, с 05.08.2003 по 14.08.2005 в должностях заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Городская поликлиника №7» и заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Пригородная врачебная амбулатория», а также период с 31.03.2008 по 30.04.2008 - время нахождения на курсах повышения квалификации в период ее работы в должности заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом – акушерки Пригородной врачебной амбулатории МУЗ «Городская поликлиника №7».

Согласно п.п.20 п.1.ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее дос­тижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местно­сти и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местно­сти и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их воз­раста.

Согласно постановлению Совета Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответ­ствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил ис­числения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года №449) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населе­ния в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посел­ке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В силу п.3 ст. 25 Закона Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области» от 13.07.2004 № 043-ЗО в состав городского округа  «Город Ульяновск» за пределами городской черты входят сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями и находящиеся в ведении Железнодорожного района, в т.ч. и поселок Пригородный.

Пунктом 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения  и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Установленный порядок  исчисления сроков выслуги действовал до 01.11.1999 года.

Пунктом 3  Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается   в выслугу, дающую право на пенсию на за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за  выслугу лет в связи с лечебной и иной  работой по охране здоровья населения» было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Согласно п.2 Правил «исчисления сроков выслуги для назначения  пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Подпунктом  «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии  с п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ранее действующей редакции), утвержденных  постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрено, что  периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются  в стаж работы в календарном порядке, за исключением  лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность  по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях в городе, в сельской местности и поселке городского  типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Пленум Верховного Суда РФ в п.11 своего Постановления от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ (ранее действующая редакция) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ранее действующая редакция), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Судом первой инстанции установлено, что специальный  трудовой стаж  Костычевой И.В. на 15.12. 2009 года, с учетом включенных судом периодов работы,  составил более 30 лет.

При таких обстоятельствах суд на законных основаниях возложил обязанность  на ответчика с указанного периода  назначить истице досрочно трудовую пенсию в связи с осуществлением  лечебной деятельности.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

В кассационной жалобе указывается на то, что в период с 01.04.1994 по 14.08.2005 Костычева И.В. работала в должности заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «Городская поликлиника №7» и с 31.03.2008 по 30.04.2008  в вышеуказанной должности в МУЗ «Пригородная врачебная амбулатория». Суд включил указанные периоды работы истицы в специальный стаж необоснованно,  поскольку должность  «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» Списками не предусмотрена и истицей не представлены доказательства отнесения в период до 01.11.1999 (до принятия Списка от 29.10.2002 № 781) должности,  в которой работала истица, к среднему медицинскому персоналу.

Указанные доводы не могут быть признаны состоятельными и ставить под сомнение  правильность выводов суда первой инстанции.

Из смысла и правового содержания приказов Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973 года № 556, Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 № 249, от 15.10.1999 № 377, 24.04.2003 № 160, а также  из должностных инструкций заведующей ФАП, положений об акушерско-фельдшерском пункте следует, что указанная должность  относится к среднему медицинскому персоналу.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в период с 1994 года  и по настоящее время Костычева И.В. фактически выполняет обязанности акушерки – заведующей Луговским фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ городской поликлиники №7 (ныне МУЗ Пригородной врачебной амбулатории).

Довод автора жалобы о том, что льготный характер работы может быть подтвержден только документально, также следует признать необоснованным, поскольку, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает допустимость, относимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Занятость истицы на работе акушерки подтверждена не только свидетельским показаниями, но иными доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства.

Сомнений в их достоверности не возникает.

Доводы жалобы о том, что характер работы не может быть подтверждён в суде свидетельскими показаниями, являются несостоятельными, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

При этом судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

Действительно, Федеральным законом 24.07.2009 №213-ФЗ в пункте 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2010 года, а именно в части дополнения его предложением следующего содержания: «Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».

Вместе с тем, в силу п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого ФЗ и который предусматривал возможность подтверждения характера работ, в том числе свидетельским показаниями.

Поскольку обращение Костычевой И.В. к ответчику за назначением пенсии, равно как и право на неё, имело место до вступления в силу указанного выше изменения, суд вправе был руководствоваться указанной выше нормой процессуального права.

Довод ответчика о том, что суд необоснованно  включил период нахождения истицы на курсах повышения квалификации в специальный стаж, поскольку в этот период она не занималась исполнением своих трудовых обязанностей, также следует признать необоснованным.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

 

В связи с этим у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения иска Костычевой И.В.

Поэтому доводы кассационной жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Правовых оснований к отмене судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 23 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи