Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание законными действий миграционной службы по отказу в регистрации по месту жительства
Документ от 31.08.2010, опубликован на сайте 24.09.2010 под номером 20370, 2-я гражданская, О признании действий незаконными, обязании зарегистрироваться по месту жительства, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело-33-3095/2010 г.                                                                  Судья Котельников А.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

31 августа  2010 года                                                                                  г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Колобковой О.Б.,

судей Трифоновой Т.П. и Костенко А.П.,

при секретаре  Тарановой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного  суда г. Ульяновска  от 11 июня 2010 года, которым постановлено:

 

Иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Поливановой Л*** П*** удовлетворить:

-      признать действия отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Железнодорожном районе г. Ульяновска по регистрации Поливановой Л*** П*** по месту пребывания по адресу: *** незаконными;

-        обязать отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Железнодорожном районе г. Ульяновска зарегистрировать Поливанову Л*** П*** по месту жительства по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Поливановой Л.П. к отделению УФМС России по Ульяновской области в Железнодорожном районе г. Ульяновска о признании деятельности незаконной и возложении обязанности зарегистрировать Поливанову Л.П. по месту жительства.

Иск мотивирован тем, что в отделении УФМС по Железнодорожному району допускаются нарушения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства.

Поливанова Л.П. проживает в общежитии по ул. *** с 1994г. по настоящее время. В период с 1994г. по 18.02.2009г. была зарегистрирована по месту жительства по данному адресу. В связи с передачей общежития в муниципальный жилищный фонд 18.02.2009г. Поливанову Л.П. сняли с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрировали по месту пребывания с 18.02.2009г. по 20.10.2009г. и с 19.01.2010г. по 15.12.2010г. Однако квартира № *** дома № *** по ул. *** является для Поливановой Л.П. постоянным местом жительства, а не местом временного пребывания. Таким образом, ответчик, не имя на то законных оснований, изменил регистрацию Поливановой Л.П. с места жительства на место пребывания. В связи с этим прокурор просил суд признать действия ОУФМС по Железнодорожному району г. Ульяновска по регистрации Поливановой Л.П. по месту пребывания незаконными и обязать ответчика зарегистрировать Поливанову Л.П. по месту ее жительства.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что 18.02.2009г. Поливанова Л.П.  была снята с регистрационного учета по ул. *** на основании личного заявления в связи с регистрацией по новому адресу: г. ***. Регистрация Поливановой Л.П. по месту пребывания производилась также на основании её личных заявлений. При этом ею были представлены договоры найма жилого помещения в общежитии с указанием срока договора. Сотрудники ОУФМС России по Ульяновской области в Железнодорожном районе г. Ульяновска не могли выйти за пределы своих полномочий и зарегистрировать Поливанову Л.П. постоянно. Первичным при рассмотрении данного дела является вопрос об оформлении договора социального найма жилого помещения между МО «г. Ульяновск» и Поливановой Л.П. Решение о заключении указанного договора принимается уполномоченным органом, в данном случае МО «г. Ульяновск», и не контролируется миграционной службой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения  представителя УФМС России по Ульяновской области Спиридоновой Ю.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Балашовой Н.Н., Поливановой Л.П., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания производится компетентными органами в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

Согласно п. 9 и п. 16 вышеуказанных Правил регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства производится на основании, соответственно,  документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение) либо документа, являющегося  в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В соответствии с п. 31 Правил одним из оснований для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства является изменения места жительства. При этом снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 1994 года Поливанова Л.П. проживает в общежитии по ул. ***. Койко-место в данном общежитии было предоставлено Поливановой Л.П. в связи с работой в ОАО «В***». В общежитии Поливанова Л.П. была зарегистрирована постоянно. 

После перехода общежития в муниципальную собственность Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, действуя от имени собственника жилого помещения – администрации МО «Город Ульяновск», ежегодно стал заключать с Поливановой Л.П. договоры найма жилого помещения в общежитии на определенный срок. Так, с нею был заключен договор найма № *** от 20.10.2008 года на срок проживания до 20.10.2009 года по адресу: ул. ***, договор найма № *** от 15.12.2009 года на срок проживания до 15.12.2010 года по адресу: ***.    

В январе 2009 года в заключенный с Поливановой Л.П. договор найма жилого помещения в общежитии от 20.10.2008 года были внесены изменения в указание номера квартиры – квартира № ***.  В связи с этим и на основании личного заявления Поливановой Л.П. она была снята с регистрационного учета по *** и зарегистрирована по ул. *** на срок до 20.10.2009 на основании договора № ***, затем на срок до 15.12.2010 года на основании договора найма № ***. При этом ей выдавались свидетельства о регистрации по месту пребывания. Регистрация Поливановой на определенный срок производилась на основании её личных заявлений и в соответствии с представленными ею договорами найма жилого помещения в общежитии.

Таким образом, действия УФМС России по Ульяновской области о снятии Поливановой Л.П.с регистрационного учета по *** и регистрации её по указанному адресу на определенный срок соответствовали действующему законодательству.

В данном случае  имеет место спор Поливановой Л.П. с администрацией МО «Город Ульяновск» о правомерности заключения с ней договоров найма  жилого посещения в общежитии на определённый срок, который следует разрешать в порядке искового производства. 

Рассматривая дело, суд первой инстанции неверно определил юридически значимые обстоятельства по делу, а также порядок рассмотрения дела. В данном случае заявленные требования следовало рассматривать в порядке главы 25 ГПК РФ. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О  практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,  судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Отменить решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска 11 июня 2010 года.

Постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Поливановой Л*** П*** к отделению УФМС России по Ульяновской области в Железнодорожном районе г. Ульяновска о признании деятельности незаконной и возложении обязанности зарегистрировать Поливанову Л*** П*** по месту жительства по ***.

 

Председательствующий

 

Судьи