Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обжалование действий ИФНС по начислению земельного налога
Документ от 24.08.2010, опубликован на сайте 08.09.2010 под номером 20252, 2-я гражданская, О признании незаконным ненормативного акта, возложении обязанности изменить ставку уплаченного налога, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- 3035-2010 г.                                                             Судья Рыбалко В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

24 августа  2010 года                                                                                 г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Цветковой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Логинова С*** Б*** на решение Ленинского  районного суда г. Ульяновска от  09 июля 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования Логинова С*** Б*** к Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании незаконными действий Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району   г. Ульяновска, возврате излишне уплаченной суммы земельного налога  за 2006 год – в сумме 92 273 руб. 72 коп., за 2007 год -  в сумме 100 662 руб. 24 коп., за 2008 год – в сумме 79 462 руб. 52 коп.  оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Логинов С. Б. обратился в суд с иском к Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС России) по Ленинскому району г. Ульяновска о признании незаконным ненормативного акта, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный земельный налог. В обоснование требований указал, что 25.12.2009 г. обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2006 г., 2007 г., 2008 г. по уведомлениям налогового органа *** от 23.08.2007 г., *** от 28.11.2007 г., *** от 03.12.2008 г. 

Письмом    от 25.01.2010 г.     ИФНС    России     по    Ленинскому       району

г. Ульяновска отказала ему в возврате излишне уплаченного земельного налога. Полагал данный отказ незаконным. Указывал, что с 01.01.2006 г. его правовое положение как плательщика налога ухудшилось в связи с введением новой налоговой базы для уплаты земельного налога – кадастровой стоимости земли.

Земельный налог за 2006 г., 2007 г. рассчитан налоговым органом в соответствии с Постановлением Главы администрации Ульяновской области № 1 от 08.01.2004 г. (в редакции Постановления Главы администрации Ульяновской области № 104 от 10.09.2004 г.), впоследствии отмененным Постановлением Правительства Ульяновской области № 425 от 26.11.2007г. В свою очередь, Постановление Правительства Ульяновской области № 425 от 26.11.2007 г. было отменено Постановлением Правительства Ульяновской области  № 508-П от 11.12.2008 г. на основании вступившего в законную силу решения Ульяновского областного суда от 22.09.2008 г., признавшего недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановление Правительства Ульяновской области № 425 от 26.11.2007 г.

Следовательно, Постановление Правительства Ульяновской области № 425 от 26.11.2007 г. не подлежало  применению со дня его принятия, также как и  Постановление Главы администрации Ульяновской области № 1 от 08.01.2004 г., отмененное Постановлением  № 425.

Таким образом, при отмене всех постановлений, утверждающих налоговую базу на 2006-2007 годы, у ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска отсутствовали законные основания для начисления налога по указанным нормативным актам, начисление должно было производится в соответствии с ранее действующим законодательством – исходя из нормативной цены земли.

Постановление Правительства Ульяновской области № 7-П от 15.01.2009 г., утвердившее кадастровую стоимость земельных участков, не может распространяться на налоговой период 2006, 2007, 2008 годов, так как это противоречит положениям ст. 5 НК РФ о недопустимости ухудшения положения налогоплательщика, оно может быть применено не ранее 01.01.2010 г.  Поэтому земельный налог за 2008 г., рассчитанный налоговым органом в соответствии с  указанным Постановлением, также уплачен им в завышенном размере.

Просил признать незаконным ненормативный акт ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  - письмо  № *** от 25.01.2010 г. об отказе в перерасчете земельного налога за 2006, 2007, 2008 г.г.; возложить на ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  обязанность возвратить излишне уплаченный земельный налог за указанный период в общей сумме 272 398 руб. 20 коп.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное определение.

В кассационной жалобе  Логинов С.Б не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд не установил, могла ли налоговая база для  исчисления налогов в 2006, 2007, 2008 г.г. быть утверждена без получения положительного заключения оценки кадастровой стоимости земли. Судом не учтено, что первым  постановлением, которое установило кадастровую стоимость земли, является Постановление № 508, подлежащее применению с 01.01.2009 года. На период 2006,2007 и 2008 г.г. кадастровая стоимость земли не устанавливалась, поэтому земельный налог должен был исчисляться исходя их нормативной цены земли. Вывод суда о том, что применение  Постановления № 508 на 2008 год возможно в связи с тем, что оно не ухудшало положение плательщиков налога, необоснован, так как сравнение должно было производиться с суммой налога за 2006 год, исходя из нормативной стоимости земли. Кроме того, суд неправильно истолковал  положения ст. 5 НК РФ, в соответствии с которыми нормативные акты о налогах подлежат введению в действие не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Суд не применил закон, подлежащий применению, в отсутствии нормативных актов о кадастровой стоимости земельного участка, при исчислении данного налога следовало руководствоваться  ФЗ «О плате за землю».

Проверив материалы дела, выслушав пояснения Логинова Е.Б., поддержавшего доводы кассационной  жалобы,  обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Логинов С.Б. является собственником земельного участка, расположенного  по адресу: г. Ульяновск, ***, площадью 1531,8 кв.м.

На основании налоговых уведомлений ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Логинов С.Б. уплатил земельный налог за 2006 год – в размере 92 273 руб. 72 коп., за 2007 год -  в размере 100 662 руб. 24 коп., за 2008 год – в размере 79 462 руб. 52 коп.

Земельный налог за 2006 и 2007 год был исчислен из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) – 6 710 816 руб., определенной в соответствии с  Постановлением Главы администрации Ульяновской области № 1 от 08.01.2004 г., в редакции Постановления Главы администрации Ульяновской области  № 104 от 10.09.2004 г.

Земельный налог за 2008 год был исчислен из налоговой базы – 5 297 501 руб., определенной в соответствии с  Постановлением Правительства Ульяновской области № 508-П от 11.12.2008 г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для признания незаконным отказа налогового органа в перерасчете и возврате излишне выплаченного земельного налога, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Местные налоги, в силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог относится к числу местных налогов. Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 387 - 398) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие,  прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387НК РФ).

Согласно п.1 ст. 389, п.1 390 и п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в силу п.2 ст. 66 ЗК РФ, утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Главы администрации Ульяновской области № 1 от 08.01.2004 г. (в редакции Постановления Главы администрации Ульяновской области № 104 от 10.09.2004 г.) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Ульяновской области. Указанное постановление вступало в силу со следующего дня после его официального опубликования (14.01.2004 г.) и было признано утратившим силу с 01 января .2008 г. Постановлением Правительства Ульяновской области № 7-П от 15.01.2009 г. 

Постановлением Правительства Ульяновской области № 425 от 26.11.2007 г. были утверждены результаты кадастровой оценки земли по состоянию на 01 января 2007 г. и признано утратившим силу Постановление Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 г. № 1 (в ред. Пост. Главы администрации Ульяновской области № 104). 

Однако решением Ульяновского областного суда от 22.09.2008 г. Постановление Правительства Ульяновской области № 425 от 26.11.2007 г. признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия. 

Постановлением Правительства Ульяновской  области № 508-П от 11.12.2008 г. утверждены результаты  государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 01 января 2007 года, которые, в силу пункта 3 данного постановления, подлежали применению с 01 января 2008 года.

Решением Ульяновского областного суда от 24.07.2009 г. Логинову С. Б.  отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. № 508-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области». Решение вступило в законную силу.

С учетом времени принятия и последующей отмены указанных нормативных актов, налоговая инспекция, а затем и суд первой инстанции правильно определили временные периоды их действия:  в период с января 2004 года по 01января 2008 г.  – действовало Постановление Главы администрации Ульяновской области № 1 от 08.01.2004 г.; в период с 01 января 2008 г. по 01 января 2009 г. – Постановление Правительства Ульяновской  области № 508-П от 11.12.2008 г.

Исчисление земельного налога произведено налоговым органом на основании действующих нормативно-правовых актов представительных органов муниципального образования, в связи с чем оснований для перерасчета земельного налога за оспариваемый истцом период (2006, 2007, 2008 г.г.) не имелось.

Доводы, приведенные Логиновым С.Б. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Ссылки истца на то обстоятельство, что суд не проверил правомерность установления налоговой базы для исчисления налогов в 2006, 2007, 2008 г.г. без положительного заключения оценки кадастровой стоимости земли, на правильность принятого судом решения не влияют, поскольку данный вопрос  предметом  настоящего спора не являлся.

На период 2006 г., 2007 г. кадастровая стоимость земли утверждалась Постановлением Главы администрации Ульяновской области № 1 от 08.01.2004 г. (в ред. Постановления Главы администрации Ульяновской области № 104 от 10.09.2004 г.), которое недействующим не признавалось, и  было отменено только с 01 января 2008 года.  Поэтому довод Логинова С.Б., о применении за указанный период для исчисления налоговой базы нормативной цены земли ввиду отсутствия нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, судебная коллегия находит несостоятельным.

Доводы истца о неправомерности распространения действия Постановления № 508-П  от 11.12.2008 г. на период с 01 января 2008 год являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении суда.  

В частности, суд, обоснованно сославшись на положения статьи 5 НК РФ, предусматривающей возможность придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, отменяющим налоги и (или) сборы либо снижающим размеры ставок налогов (сборов), правильно указал на улучшение положения истца как плательщика земельного налога в 2008 г. по сравнению с предыдущим периодом в связи с принятием Постановления Правительства Ульяновской области № 508-П от 11.12.2008 г. и, как следствие, - возможность его применения с 01 января 2008 года.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского  районного суда г. Ульяновска от  09 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу  Логинова С*** Б*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи