Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в иске о возложении обязанности по уборке мест общего пользования в многоквартирном доме
Документ от 17.08.2010, опубликован на сайте 01.09.2010 под номером 20193, 2-я гражданская, Об обязании обеспечить уборку мест общего пользования, взыскании компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33-2725\2010                                                                       Судья Рыбалко В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

17 августа 2010 года                                                                                     г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Костенко А.П., Маслюкова П.А.,

при секретаре Высоцкой А.В.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июня 2010 года, по которому суд решил:

 

Исковые требования Малюгина В*** В*** удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» осуществлять уборку и санитарно-гигиеническую очистку  помещений общего пользования: лестниц, лестничных клеток, межквартирных лестничных площадок в подъезде ***

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу Малюгина Вениамина Владимировича компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Малюгина Вениамина Владимировича к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» – отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Малюгин В.В. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» о возложении обязанности обеспечить уборку мест общего пользования, взыскании компенсации морального вреда. Истец мотивировал требования тем, что проживает в муниципальной квартире *** дома 59 а по ул. Л. Шевц!%*** в г. Ульяновске. С октября 2009 года он от ОАО «ДК Ленинского района»  не получает услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования (лестничной клетки  лестницы в четвертом подъезде жилого дома).  ОАО «ДК Ленинского района» на обращение истца сообщило, что санитарное обслуживание лестничной клетки  и лестницы в состав статьи «содержание и ремонт» не входит, в связи с этим данная услуга не оказывается. Истец с этим не согласен. Считает, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать места общего пользования в многоквартирном жилом доме в соответствии с требованиями  действующего законодательства. Полагает, что бездействие ответчика нарушает его права как потребителя жилищно-коммунальных услуг, в связи с  этим просит взыскать с ответчика моральный вред в размере 10 000 рублей. Кроме того, просит обязать ответчика через 30 дней после вступления в законную силу решения  обеспечить уборку и санитарно – гигиеническую очистку помещений (лестниц, лестничных клеток, межквартирных лестничных площадок) ***

Рассмотрев заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ОАО «ДК Ленинского района» просит решение отменить. Указывает, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и 161 ЖК РФ. Собственники многоквартирного дома *** Шевцовой!% в г. Ульяновске по настоящее время не выбрали способ управления указанным домом. На 01.10.2009г. размер платы за содержание  и текущий ремонт установлен Постановлением главы города Ульяновска № 8150 от 28.10.2008 года. Договор в письменной форме между собственниками жилых помещений и управляющей компанией также не заключался, в связи с этим и не определены  его условия. Полагает, что решение является необоснованным и не основанным на законе.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО «ДК Ленинского района» - Карасеву И.В., представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска – Беляеву М.В.,  Малюгина В.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 362 ГПК РФ).

Удовлетворяя исковые требования Малюгина В.В., суд первой инстанции сослался на то, что поскольку ОАО «ДК Ленинского района» фактически приняло управление указанным домом, то  в соответствии с Правилами   обязано выполнять работы по санитарной уборке лестничных клеток, межквартирных лестничных площадок в подъезде № 4, где расположена квартира истца.

Судебная коллегия считает эти выводы суда необоснованными и не основанными на законе по следующим основаниям.

В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктами 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера их финансирования за счет собственных средств.

Согласно п. 31 Правил № 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.

В случае, если собственниками помещений не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом, органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

При этом организатор конкурса в соответствии  с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет как расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг, так и расчетную стоимость каждой из дополнительных работ и услуг (подпункты 4, 5 пункта 41 Правил).

Судом установлено, что многоквартирный жилой дом *** *** в г. Ульяновске включен в реестр муниципальной собственности МО «Город Ульяновск».

До настоящего времени собственниками квартир в указанном доме не избран способ управления данным домом.

Ранее в соответствии с договором № 0004 возмездного оказания услуг по управлению  муниципальным жилищным фондом  от 11.01.2005, заключенным между Комитетом ЖКХ Мэрии г. Ульяновска и УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», *** в г. Ульяновске находился в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района».

Решением единственного учредителя ОАО «ДК Ленинского района» от 06.11.2009 многоквартирные жилые дома, собственники  которых не определились с выбором способа управления, были приняты в управление ОАО «ДК Ленинского района» от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района». В частности, в управление ОАО «ДК Ленинского района» был принят многоквартирный жилой дом ***                    Л. Шевцовой!% в г. Ульяновске.

Техническая документация на данный жилой дом была передана ОАО «ДК Ленинского района» Комитетом ЖКХ Мэрии г. Ульяновска  по акту приема-передачи от 01.10.2009.

Решением Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 23.03.2010 передача жилых жомов, находившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», в управление ОАО «ДК Ленинского района» была признана незаконной.

Комитету ЖКХ мэрии г. Ульяновска предписано до 01.10.2010 провести конкурс на право заключения договора управления данным многоквартирным жилым домом.

По настоящее время такой конкурс в отношении спорного жилого дома уполномоченным органом не проведен.

Ранее в извещении  № 975 Комитет ЖКХ мэрии г. Ульяновска объявлял о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным домом. Заявки на участие в конкурсе принимались по данному извещению до 17.11.2008г.

В пункте 4 указанного извещения указан перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный перечень не содержит обязанность управляющей организации по проведению такого вида работ, как санитарная уборка лестничных клеток.

В соответствии с п.3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы г. Ульяновска от 28.10.2008 г. № 8150 был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о способе управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса, в том числе и по дому *** в г. Ульяновске. Данный размер составляет 11, 76 рублей.

Судом установлено, что управляющей компанией -  ОАО «ДК Ленинского района» стоимость данного вида услуг (санитарной уборки лестничных клеток) в размер платы за содержание и ремонт жилья для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма не включалась.

Стоимость данного вида работ может быть определена только на договорной основе собственниками жилых помещений в многоквартирном  доме с управляющей организацией.

С учетом анализа приведенных норм права, судебная коллегия находит  приведенные выше выводы суда об обязанности  управляющей компании осуществлять уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования не основанными на законе.

Принимая во внимание то, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, постановить новое решение. В удовлетворении исковых требований Малюгина В*** В*** к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» об обязанности обеспечить уборку мест общего пользования, взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского района г. Ульяновска от 24 июня 2010 года отменить. Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Малюгина В*** В*** к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» об обязанности обеспечить уборку мест общего пользования, взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи