Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности
Документ от 17.08.2010, опубликован на сайте 27.08.2010 под номером 20186, 2-я гражданская, о включении периода декретного отпуска в стаж работы для назначения трудовой (льготной) пенсии по старости в связи с педагогич.деят-ю, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-2888/2010                                                         Судья Балуков А.Н.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

17 августа 2010 года                                                                  г.Ульяновск

 

Судебная коллегия  по гражданским делам  Ульяновского областного суда  в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.,

судей Булгакова Г.М., Нестеровой Е.Б.,

при секретаре  Бутузовой Я.А.,

рассмотрела кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новоспасском районе Ульяновской области на  решение Новоспасского районного суда  Ульяновской области от 13 июля 2010 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Долгополовой С*** И*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области включить Долгополовой С*** И*** в специальный педагогический стаж периоды её работы с 15.08.1980 по 25.08.1982 в должности старшей пионервожатой Репьёвской средней школы Новоспасского района Ульяновской области, с 01.10.1982 по 16.08.1988 в должности заведующей отделом учащейся молодежи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров Новоспасского райкома ВЛКСМ Ульяновской области и назначить Долгополовой С*** И*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 09.11.2009 года.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Долгополова  С.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новоспасском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Требования мотивированы тем, что 09.11.2009  она обратилась в УПФ Новоспасского района с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан от 14.11.2009 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.

Считала решение комиссии незаконным. Просила обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды: работы с 15.08.1980 по 02.10.1982 в Репьевской средней школе в должности старшей пионервожатой и с 02.10.1982 по 16.08.1988  в должности  и.о. заведующего отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ.  Просила также назначить ей пенсию с 09.09.2009.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Новоспасском районе не соглашается с решением суда, просит его отменить, указывая, что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993) истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж.

По мнению автора жалобы, периоды работы  истицы в должности пионервожатой и заведующей отделом РК ВЛКСМ не могут быть включены в льготный стаж работы для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку указанные должности и учреждения не предусмотрены Списками, дающими право на назначение  досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Новоспасском районе Машиной Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 09.11.2009 года Долгополова С.И. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.11.2009 года Долгополовой С.И.было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Решением комиссии ответчика  признано, что  на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Долгополова С.И. имела специальный педагогический стаж 21 год 03 месяца 27 дней. В специальный стаж истицы не были засчитаны периоды: работы с 15.08.1980 года по 25.08.1982 года (2 года 0 мес. 11 дней) в должности старшей пионервожатой Репьёвской средней школы Новоспасского района, а также с 02.10.1982 года по 16.08.1988 года (5 лет 10 мес. 15 дней) в должности и.о. заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001  N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства  от 26.05.2009 №449) утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ  в Новоспасском  районе от 14.11.2009  Долгополовой С.И. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также  выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Таким образом, суд на законных основаниях включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях для детей, периоды  работы истицы с 15.08.1980 по 25.08.1982 в должности старшей пионервожатой в Репьевской  средней школе и с 01.01.1982 по 16.08.1988 в должности  заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров Новоспасского райкома ВЛКСМ.

В кассационной жалобе  указывается на то, что правовых оснований для включения указанных периодов работы истицы в качестве старшей пионервожатой  в Репьевской средней школе и заведующей отделом райкома комсомола не имеется.

Указанные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Судебная коллегия считает, что оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 упомянутого выше Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Поскольку работа Долгополовой С.И. в должности старшей пионервожатой в школе и заведующей отделом райкома комсомола включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанных периодов работы и учебы в специальный стаж для назначения ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Довод кассационной жалобы о том, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия  истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительным и основанным на неправильном толковании правовых норм.

Названный нормативный акт содержал условие о том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в должности пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие Долгополовой С.И. соблюдено: более 21 года ее трудового стажа приходится на работу в должности  учителя в средней школе, т.е. работу, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

Ссылка в кассационной жалобе на постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Другие доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции и в решении им дана правильная юридическая оценка.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон судом первой инстанции применен правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новоспасском районе  Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: