УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело №
33-2888/2010
Судья Балуков А.Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2010 года г.Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.,
судей Булгакова
Г.М., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Бутузовой Я.А.,
рассмотрела
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Новоспасском районе Ульяновской области на решение Новоспасского
районного суда Ульяновской области
от 13 июля 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования
Долгополовой С*** И*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в
Новоспасском районе Ульяновской области включить Долгополовой С*** И*** в
специальный педагогический стаж периоды её работы с 15.08.1980 по 25.08.1982 в
должности старшей пионервожатой Репьёвской средней школы Новоспасского района
Ульяновской области, с 01.10.1982 по 16.08.1988 в должности заведующей отделом
учащейся молодежи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров
Новоспасского райкома ВЛКСМ Ульяновской области и назначить Долгополовой С*** И***
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с
09.11.2009 года.
Заслушав доклад
судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Долгополова С.И.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в Новоспасском районе Ульяновской области о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности.
Требования мотивированы тем, что 09.11.2009 она обратилась в УПФ Новоспасского района с
заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением комиссии
по вопросам реализации пенсионных прав граждан от 14.11.2009 ей было отказано в
назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого
специального стажа.
Считала решение комиссии незаконным. Просила обязать
ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной
трудовой пенсии, периоды: работы с 15.08.1980 по 02.10.1982 в Репьевской средней
школе в должности старшей пионервожатой и с 02.10.1982 по 16.08.1988 в должности
и.о. заведующего отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ. Просила также назначить ей пенсию с
09.09.2009.
Рассмотрев заявленные требования, суд
постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Новоспасском районе не соглашается с решением суда, просит
его отменить, указывая, что решение постановлено с существенным нарушением норм
материального и процессуального законодательства. Суд применил закон, не подлежащий
применению. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397, суд не принял во внимание, что условия назначения
пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему
в настоящее время законодательству. Применение названного постановления могло
бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993) истица отработала бы
весь предусмотренный законом 25-летний стаж.
По мнению автора жалобы,
периоды работы истицы в должности
пионервожатой и заведующей отделом РК ВЛКСМ не могут быть включены в льготный
стаж работы для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической
деятельности, поскольку указанные должности и учреждения не предусмотрены
Списками, дающими право на назначение
досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя УПФ
РФ (ГУ) в Новоспасском районе Машиной Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании
установлено, что 09.11.2009 года Долгополова
С.И. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ)
в Новоспасском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в
соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан
от 14.11.2009 года Долгополовой С.И.было отказано в назначении пенсии по старости
в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Решением комиссии ответчика признано,
что на момент обращения с заявлением о
назначении пенсии Долгополова С.И. имела
специальный педагогический стаж 21 год 03 месяца 27 дней. В
специальный стаж истицы не были засчитаны периоды: работы с
15.08.1980 года по 25.08.1982 года (2 года 0 мес. 11 дней) в должности старшей
пионервожатой Репьёвской средней школы Новоспасского района, а также с
02.10.1982 года по 16.08.1988 года (5 лет 10 мес. 15 дней) в должности и.о. заведующей
отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ.
Данные
обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ» от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность
в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с
указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №
781 (в редакции Постановления Правительства
от 26.05.2009 №449) утверждены: Список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии
с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; Правила исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ
в Новоспасском районе от
14.11.2009 Долгополовой С.И. отказано в
назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа
педагогической деятельности.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за
выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое
действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и
других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах,
пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а
также выборная и другая ответственная
работа в партийных и комсомольских органах.
Таким образом, суд
на законных основаниях включил в специальный стаж, дающий право на назначение
досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в
общеобразовательных учреждениях для детей, периоды работы истицы с 15.08.1980 по 25.08.1982 в
должности старшей пионервожатой в Репьевской
средней школе и с 01.01.1982 по 16.08.1988 в должности заведующей отделом учащейся молодежи и
пионеров Новоспасского райкома ВЛКСМ.
В кассационной
жалобе указывается на то, что правовых
оснований для включения указанных периодов работы истицы в качестве старшей
пионервожатой в Репьевской средней школе
и заведующей отделом райкома комсомола не имеется.
Указанные доводы не
могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном
толковании закона.
Судебная коллегия считает, что оценку
пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством,
действовавшим в спорный период.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15
(части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции
РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того,
чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах
предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что
приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться
властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию,
изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в
отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на
пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской
Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за
указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ
от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1
ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и
других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам
ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
В соответствии с п. 3 упомянутого выше
Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками
сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие
до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Поскольку работа Долгополовой С.И. в
должности старшей пионервожатой в школе и заведующей отделом райкома комсомола
включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она
имеет право на зачет указанных периодов работы и учебы в специальный стаж для
назначения ей пенсии в настоящее время.
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное
обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55
Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение
федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Довод кассационной жалобы о том, что применение
Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до
конца его действия истица отработала бы
весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительным
и основанным на неправильном толковании правовых норм.
Названный нормативный акт содержал условие о
том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в педагогический
стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии,
приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть
выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По
смыслу приведенного положения, для включения периода работы в должности
пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения
пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического
стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства
решается вопрос о назначении пенсии.
Данное условие Долгополовой С.И. соблюдено:
более 21 года ее трудового стажа приходится на работу в должности учителя в средней школе, т.е. работу, которая
дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью
по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых
актов.
Ссылка в кассационной жалобе на постановление
Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых
пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный
подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не
противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона,
данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда
РФ.
Другие доводы жалобы были предметом
разбирательства в суде первой инстанции и в решении им дана правильная
юридическая оценка.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон судом первой
инстанции применен правильно.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Новоспасского районного суда
Ульяновской области от 13 июля 2010 оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Новоспасском районе
Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: