УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-2383/2010 Судья Тютькина З.А..
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
13 июля 2010 года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Лисовой Л.С.,
Казаковой М.В.,
при секретаре
Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе Сластнова Геннадия Васильевича
на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 26 мая 2010 года,
по которому суд постановил:
Исковые
требования Сластнова Г.В. к
правительству Ульяновской области, администрации муниципального образования
«Старомайнский район» Ульяновской области, администрации муниципального
образования «Краснореченское сельское поселение» о признании незаконным отказа
в постановке на учет по улучшению жилищных условий, предоставлении
благоустроенного жилья оставить без удовлетворения.
Заслушав судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия
установила:
Сластнов
Г.В.обратился в суд с иском к правительству Ульяновской области, администрации
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области,
администрации муниципального образования «Краснореченское сельское поселение» о
признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в
улучшении жилищных условий, предоставлении благоустроенного жилья.
В обоснование
требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны,
инвалидом 2 группы бессрочно, с 1981 года проживает в с.Н***, ул.С***,***, Старомайнского
района Ульяновской области. Документов о праве собственности на дом не имеет.
Он обращался с заявлением в администрацию МО «Краснореченское сельское
поселение» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в
жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, указав, что
проживает в доме без удобств, с печным отоплением и как ветеран войны имеет
право на получение благоустроенного жилья. Решением жилищной комиссии от ***.03.2010 ему в удовлетворении заявления
необоснованно отказано со ссылкой на то, что занимаемая им площадь соответствует
учетной норме. Однако он как инвалид не
в состоянии проживать в доме без удобств. Те условия, в которых он проживает, нельзя
оценивать как обеспеченность жильем. Просил суд признать незаконным отказ в
постановке его на очередь на улучшение жилищных условий и обязать ответчиков
предоставить ему благоустроенное жилье либо выдать жилищный сертификат.
Рассмотрев
заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной жалобе Сластнов Г.В. решение суда считает
незаконным и необоснованным и просит его отменить. В жалобе указывает, что из
инвентарного дела по состоянию на 1990 год процент износа дома определен в
размере 34%. Между тем согласно данным
бюро технической инвентаризации на данный момент процент износа не изменился.
Суд не устранил указанные противоречия, ходатайство о назначении экспертизы по
определению состояния домовладения оставлено без удовлетворения. Не учтено, что
в доме отсутствуют необходимые удобства. Доводы ответчика о том, что он (истец)
не обращался с заявлением об
обследовании условий проживания, несостоятельны. Судом не учтены требования
жилищного законодательства, где дается понятие жилого помещения. Право на
получение жилья у него возникло еще до принятия нового жилищного кодекса,
правоотношения носят длящийся характер. Ранее действовавшие временные правила
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривали обеспечение
участников ВОВ, если они проживали в
жилых помещениях без удобств, поэтому
решение подлежит отмене, а его иск должен быть удовлетворен.
В возражениях на кассационную жалобу правительство Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Сластнова Г.В.- без
удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела,
заслушав пояснения представителей истца - Лагойды И.А., Уваровой М.Г.,
поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации МО
«Краснореченское сельское поселение» - Дадаткиной Т.Н., представителя
администрации МО «Старомайнский район»
и МО « Краснореченское сельское
поселение» - Чуваевой Л.М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального
закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам
Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в
том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся
в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое
осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального
закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер
социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий,
вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии
с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной
войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»,
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по
оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21
настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии
со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся
в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и
полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и
21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской
области от 02.05.06 №138 «О форме
предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых
помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей,
имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на
Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной
поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и
семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Указом Президента РФ
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945
годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено
завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий
ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших)
инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на
соответствующую социальную поддержку
согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В статье 51 Жилищного кодекса РФ
перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых
помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами
семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении,
не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Решением Совета депутатов МО «Краснореченское сельское
поселение» от 15.05.07 №18 «Об установлении учетной нормы и нормы
предоставления площади жилого помещения на территории муниципального
образования «Краснореченское сельское поселение» учетная норма площади жилого
помещения установлена в размере 12 кв.м общей площади. Норма предоставления
площади по договору социального найма для одиноко проживающего человека
установлена в размере не менее 17 кв.м общей площади.
Как следует из материалов дела, истец является инвалидом второй группы, ветераном
Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает он в доме № ***
по ул. С*** в с.Н*** Старомайнского района Ульяновской области. Согласно данным
технического паспорта по состоянию на 19.05.10 общая площадь дома составляет
47,92 кв.м, жилая – 43.33 кв.м, дом числится за истцом.
Истец к Главе администрации МО
«Краснореченское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в
качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору
социального найма, обратился 26.02.2010.
Решением жилищной комиссии
администрации МО «Краснореченское сельское поселение» от ***.03.2010 ему было
отказано в постановке на учет, так как жилая площадь соответствует учетной
норме.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу об отсутствии
оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе о необоснованном
отказе в постановке на учет нуждающихся
в улучшении жилищных условий, поскольку дом не пригоден для проживания,
были предметом исследования суда первой инстанции, и им дана правильная
юридическая оценка.
В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым
помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым
имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает
установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям
законодательства.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования,
которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в
соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для
проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Жилым домом
признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат,
а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для
удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в
таком здании.
Согласно п. 12
Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции», утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено
инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее
водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных
районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных
сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и
канализированных уборных.
Не может служить основанием для признания жилого помещения
непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и
горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Истец не представил доказательств, что принадлежащий ему дом
не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания.
Факт нахождения дома истца в аварийном состоянии материалами дела не
подтверждается. Судом не установлено нуждаемости истца в улучшении жилищных
условий.
Доводы кассационной жалобы, утверждающие об обратном,
противоречат материалам дела. Само по себе частичное отсутствие удобств, в силу
вышеприведенных правовых норм, не может свидетельствовать о непригодности дома
для проживания. По данным технической инвентаризации на 19.05.2010 года процент
износа жилого дома истца составил 33 процента. Оснований не доверять указанным
сведениям не имеется. Утверждение в жалобе о необоснованном отклонении ходатайства
о назначении экспертизы несостоятельно. Все ходатайства, которые были заявлены
сторонами, судом были разрешены по правилам гражданского судопроизводства.
Ссылка в кассационной жалобе на необходимость применения
ранее действующих правовых норм, регулирующих жилищные правоотношения, основана
на неверном толковании материального закона, поэтому не может быть принята во
внимание.
Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда
первой инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену судебного
постановления.
С учетом представленных сторонами доказательств, которые
судом были оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к объективному выводу
об отсутствии оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, поэтому исковые требования
Сластнова Г.В. обоснованно оставлены без удовлетворения.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем
представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм
материального и процессуального закона не усматривается. Решение суда отмене по
доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 26 мая
2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сластнова Г.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи