Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 13.07.2010, опубликован на сайте 23.07.2010 под номером 19366, 2-я гражданская, Об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-2378/2010

                                  Судья Тютькина З.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

13 июля 2010 года

                                  г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Лисовой Л.С.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя мэрии г.Ульяновска – Логиновой Н.В. на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2010 года, которым суд решил:

Исковые требования Писарева К*** И*** к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска предоставить Писареву К*** И*** вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Ульяновска общей площадью не менее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи из одного человека.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

Писарев К.И. обратился в суд с иском к мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что проживает по адресу: г.Ульяновск, пос.им.Карамзина, ул.Ц***, ***, является ответственным квартиросъемщиком данного помещения, до выхода на пенсию являлся работником ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина». Дом, в котором он проживает, 1898 года постройки, находится в аварийном состоянии, в нем отсутствуют условия для проживания. 09.09.1986 исполкомом городского совета народных депутатов был утвержден график очередности переселения семей из ветхих домов в поселке им.Карамзина, с учетом технического состояния. Согласно этому графику переселению подлежала и его семья, что до настоящего времени не произведено. Просил суд обязать мэрию г.Ульяновска в первоочередном порядке предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим нормам на 1 человека, общей площадью не менее занимаемой в черте г.Ульяновска.

Рассмотрев данный иск по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель мэрии г.Ульяновска не соглашается с состоявшимся решением, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что решение не содержит оценки доводов, приведенных мэрией г.Ульяновска в возражение на иск, кроме этого, суд оставил без внимания ходатайство мэрии о пропуске истцом срока исковой давности. Без указания причин суд не применил Постановление мэра г.Ульяновска от 01.07.2002, согласно которому обязанность мэрии по переселению граждан из дома *** по ул.Ц*** в п.им.Карамзина прекращена. По мнению автора жалобы, судом применена ст.87 ЖК РФ, не подлежащая применению по данному делу, а также неверно установлены значимые для дела обстоятельства. Считает, что предусмотренных законом оснований для возложения на мэрию г.Ульяновска обязанностей по исполнению обязательств, принятых на себя органами государственной власти в 1984 - 1986 годах, не имеется. При этом полагает, что суду следовало привлечь к участию в деле в качестве ответчика Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Указывает в этой связи, что именно Ульяновская область с 1994 года является собственником нежилого помещения по ул.Ц***, *** в п.им.Карамзина.

В возражение на кассационную жалобу представителя мэрии г.Ульяновска представитель ГУЗ «ОКПБ им.Н.М.Карамзина» - Булычева О.Г. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Проверив    материалы    дела, выслушав    пояснения представителя Писарева К.И. Хрушковой Л.И., представителя ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» Макаровой Т.А., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По делу установлено, что истец был вселен администрацией ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им Н.М. Карамзина» в 1988 году в помещение по адресу: г.Ульяновск, пос. им.Карамзина, ул.Ц***, д.*** в связи с трудовыми отношениями и зарегистрирован в указанном помещении. До 2002 года уплачивал коммунальные платежи в бухгалтерию больницы. Вышеназванное помещение включено в реестр областного имущества и находится на балансе ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина».

Решением Ульяновского облисполкома №684 от 18.10.1984 года «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. Карамзина», в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м  размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. Карамзина в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно.

Действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в соответствии с вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. им.Карамзина  и предложения Набережненского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы №1 по очередности переселения, принял решение № 878 «О переселении семей из домов поселка им.Карамзина», которым утвержден график переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.Карамзина. В числе прочих значится и дом - бывшая кухня (ул.Ц***, д.***), срок переселения значится – 1987 год по мере выделения жилья.

До настоящего времени переселение семей из дома № *** по ул. Ц*** не произведено, следовательно, вышеназванное решение горисполкома не исполнено.

Согласно ст.140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.

Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В связи с изданием Президентом РФ Указа №1617 от 09.10.1993 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления. Также  установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.

28.08.1995 принят Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который к вопросам местного значения относил, в том числе, и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Согласно  ст. 52, п. 3 ст. 57 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления.  Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.

Проанализировав указанные правовые нормы,  суд пришел к правильному выводу о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района). Так, ранее это были местные Советы народных депутатов, в настоящее время –  органы местного самоуправления.

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993 году представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.

Учитывая, что вышеназванное решение Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент реформирования так и не было исполнено прежними уполномоченными органами местного уровня, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов должна быть возложена на мэрию г.Ульяновска.

Более того, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 09.03.2010 по иску ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина» к Писареву К.И. о выселении без предоставления другого жилого помещения, установлено, что он сохраняют право проживания в доме №*** по ул.Ц*** в пос. им.Карамзина до предоставления им другого жилого помещения и в соответствии со ст.87 ЖК РФ, примененной судом по аналогии, не могут быть выселены из признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания помещения без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Правильность применения судом ст. 87 ЖК РФ  с учетом сложившихся правоотношений сторон не вызывает сомнения.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции обоснованно возложил на мэрию города Ульяновска обязанность по предоставлению жилья истцу.

Исходя  из изложенного, доводы кассационной жалобы, утверждающие об обратном, являются несостоятельными и правильность выводов суда не опровергают.

То обстоятельство, что постановлением мэра г.Ульяновска от 01.07.2002 некоторых пунктов решения горисполкома от 09.09.1986 не влечет прекращения обязанности мэрии г.Ульяновска перед истицей по предоставлению ей жилого помещения, т.к. данная обязанность должна была быть исполнена еще в 1987 году, однако не исполнена до настоящего времени.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда. 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, юридически значимые обстоятельства применены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является законным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя мэрии г.Ульяновска – Логиновой Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи