Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Судом ошибочно отказано в продлении срока содержания под стражей иностранного гражданина, в отношении которого решался вопрос о его выдаче по запросу иностранного государства.
Документ от 19.02.2010, опубликован на сайте 20.07.2010 под номером 18562, 2-я уголовная, УПК РФ: ст. 108, ОПРЕДЕЛЕНИЕ (постановление) ОТМЕНЕНО

Судья: ***                                                Дело № 22-609-2010

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          19 февраля 2010 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего         Бескембирова К.К.,

судей                                      Комлевой Ю.В. и Бешановой С.Н.

с участием секретаря судебного заседания Балыбиной И.В.

рассмотрела в судебном заседании от 19 февраля 2010 года кассационное представление помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Новикова А.В. на постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2010 года, которым заместителю прокурора Ульяновского района Ульяновской области Филиппову М.В. отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей в  отношении

РАХИМОВА Бахтиёра Матчановича, ***, уроженца города У*** Х*** области Республики Узбекистан, ***

Заслушав доклад судьи Бескембирова К.К., мнение прокурора Шапиро А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

В кассационном представлении помощник прокурора Новиков А.В. просит постановление суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей по следующим основаниям.

Считает, что обстоятельства, которые послужили основанием для избрания в отношении Рахимова Б.М. меры пресечения в виде заключения под стражу в настоящее время не изменились и соответственно оснований для изменения или отмены избранной меры пресечения у суда не имелось.

Как следует из материалов, Рахимов не является гражданином Российской Федерации, постоянного места жительства на территории РФ не имеет, в отношении него решается вопрос о выдаче его иностранному государству.

В соответствии с частью первой статьи 466 УПК РФ применение заключения под стражу к лицу, в отношении которого решается вопрос о его выдаче по запросу иностранного государства для уголовного преследования, если не представлено решение судебного органа этого государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускается лишь по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства прокурора в порядке, предусмотренном статьей 108 УПК РФ.

В соответствии с указанными требованиями уголовно-процессуального законодательства 22 декабря 2009 года Ульяновским районным судом Ульяновской области в отношении Рахимова Б.М. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Законность и обоснованность задержания Рахимова были проверены судом и признаны обоснованными.

В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 года), в случае, если требование о выдаче не будет получено в течение 40 дней, лицо, взятое под стражу, должно быть освобождено.

Из представленных суду документов следует, что 29 января 2010 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан поступило требование о выдаче Рахимова, то есть срок выдачи требования нарушен не был.

В соответствии со статьей 462 УПК РФ решение о выдаче иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, обвиняемого в совершении преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. При этом процессуальные сроки принятия данного решения уголовно-процессуальным кодексом не оговорены.

Согласно статей 109, 466 УПК РФ срок содержания под стражей не может превышать два месяца.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от 29 октября 2009 года № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» при продлении срока содержания под стражей в отношении лица, в отношении которого решается вопрос о его выдаче, суду необходимо руководствоваться положениями статьи 109 УПК РФ.

Частью 2 статьи 109 УПК РФ установлено, что в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответстующего уровня в порядке, установленном частью 3 статьи 108 УПК РФ, на срок до 6 месяцев.

Таким образом, при вынесении постановления судом были допущены нарушения, предусмотренные статьей 381 УПК РФ, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 379 УПК РФ является основанием для его отмены.

В возражениях на кассационное представление помощника прокурора района Новикова А.В. адвокат Майорова  Л.Н. указывает на то, что с доводами представления она не согласна, поскольку считает, что постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания является законным и обоснованным, соответствующим требованиям статьи 58 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года, ратифицированной РФ.

 

На заседании судебной коллегии прокурор Шапиро А.М. поддержала доводы представления и просила отменить постановление суда.

Судебная коллегия по уголовным делам находит постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 466 УПК Российской Федерации, при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК Российской Федерации.

В соответствии со статьей 109 УПК Российской Федерации содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Данная норма должна применяться и при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей лиц, в отношении которых имеется запрос иностранного государства.

Как установлено по настоящему делу, в отношении РАХИМОВА Бахтиёра Матчановича была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 декабря 2009 года. Запрос о выдаче Рахимова Б.М. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан поступил 29 января 2010 года, то есть в пределах срока (40 дней), установленного Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 года). Это подтверждается датой поступления запроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан – 29 января 2010 года. При таких обстоятельствах основание, указанное судом первой инстанции, является ошибочным, а потому оно, само по себе, не могло служить причиной для отказа в удовлетворении ходатайства прокуратуры.

Кроме того, на заседании судебной коллегии были представлены дополнительные процессуальные документы, которые приобщены к материалам дела и могут иметь значение для решения данного вопроса.

При новом рассмотрении необходимо проверить данное обстоятельство и дать соответствующую оценку и принять решение в соответствии с требованиями действующего Российского законодательства, международных правовых норм, признанных Российской Федерацией, в том числе и упомянутой Конвенции.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377,378,388 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2010 года в отношении РАХИМОВА Бахтиёра Матчановича отменить, а материал направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии судебного разбирательства, но другим судьей.

 

Председательствующий

Судьи