Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о взыскании с работодателя стоимости санаторно-курортного лечения в связи с трудовым увечьем
Документ от 22.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 18133, 2-я гражданская, О взыскании суммы за санаторно-курортное лечение и возмещение морального вреда, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-2100-2010г.

Судья Атаманов С.Н.

 

Определение

 

22 июня 2010 г.                                                                     г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Булгакова Г.М., Королевой А.В.,

при секретаре Покачайло Н.Ю.,

с участием прокурора Логинова Д.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Макеевой  Светланы Евгеньевны, общества с ограниченной ответственностью «Джонсон Контролз Аутомотив»  на решение Мелекесского     районного     суда     Ульяновской     области     от 13 мая 2010 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Макеевой Светланы Евгеньевны удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Джонсон Контролз Аутомотив» в пользу Макеевой Светланы Евгеньевны в счет стоимости путевки за санаторно-курортное лечение 73 080 руб.

В остальной части иска Макеевой Светланы Евгеньевны отказать.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

установила:

Макеева С.Е. обратилась в суд с иском к Шарипову А.Ф., Нугуманову Р.С., Джаксбаеву А.Т. и ООО «Джонсон Контролз Аутомотив» о взыскании денежной суммы на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что она  проживала в р.п. М*** Мелекесского района и, находясь в трудовых отношениях с ООО «Джонсон Контролз Аутомотив», работала в г. Т*** Самарской области. На работу и обратно она вместе с другими работниками доставлялась на транспорте работодателя. 21.02.2008 года по пути следования с рабочего места домой на служебном автобусе произошло ДТП, в результате ей были причинены телесные повреждения, отнесенные к средней степени тяжести. Она длительное время находилась на излечении, перенесла операцию. Просила  взыскать  с ответчиков стоимость путевки на санаторно-курортное лечение и 700 000 руб. в компенсацию морального вреда.

Определением суда от 13.05.2010 года производство по делу в части исковых требований истицы к ООО «Джонсон Контролз Аутомотив» о компенсации морального вреда прекращено на основании ст. 220 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее  в законную силу  определение суда  от 27.01.2009 года об утверждении мирового соглашения, заключенного  по делу  по ее иску к указанному ответчику  о том же предмете спора и по тем же основаниям.

Суд, рассмотрев дело по существу, постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Макеева С.Е. просит решение в части отказа в удовлетворении заявленных ею требований в отношении  Шарипова А.Ф., Нугуманова Р.С., Джаксбаева А.Т. отменить, указывая на то, что поскольку указанные лица  действовали по заданию  ООО «Джонсон Контролз Аутомотив», то должны нести ответственность за причиненный ей вред.

ООО «Джонсон Контролз Аутомотив»  в своей кассационной жалобе просит решение суда отменить, указывая на то, что суд необоснованно взыскал с общества стоимость путевки за санаторно-курортное лечение, поскольку таких затрат истица не несла, а в соответствии с  Федеральным законом «Об обязательном    социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» истице должна предоставляться путевка на лечение за счет Фонда социального страхования. По мнению автора жалобы, суд неверно определил значимые для дела обстоятельства и дал им неправильную юридическую оценку.

Участники процесса были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако истица в суд кассационной  инстанции не явились. Поскольку истица не известила суд о причинах своей неявки, судебная коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения Корнякова А.С.- представителя ООО «Джонсон Контролз Аутомотив», поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора, полагавшего решение суда отменить, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Макеева С.Е. с 22.10.2007 года  по 19.01.2009 года  находилась в трудовых отношениях с ООО «Джонсон Контролз Аутомотив» и  работала в качестве швеи структурного подразделения общества. Рабочее место Макеевой С.Е. находилось в г. Т*** Самарской области, а проживала истица по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. М***, ул. Ш***, ***. Доставка рабочих к месту работы и обратно осуществлялось автотранспортом работодателя.   21.02.2008 года при следовании истицы с работы к месту проживания на автотранспортном средстве работодателя, находящегося под управлением водителя Джаксбаева А.Т. произошло ДТП, в результате которого Макеевой С.Е. были причинены телесные повреждения. С 21.02.2008 по 27.03.2008 года Макеева С.Е. находилась на стационарном лечении  в больнице №2 г. Димитровграда.  По заключению учреждения МСЭ от 29.12.2009 года установлено 10 процентов утраты профессиональной  трудоспособности  на срок с 16.12.2009 года по 01.01.2012 года и снята группа инвалидности, установленная ранее. Согласно заключению врачебной комиссии  от 15.09.2008 года Макеева С.Е. признана нуждающейся в санаторно-курортном лечении и ей выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно акту о расследовании несчастного случая от  20.05.2008 года несчастный случай, происшедший с Макеевой С.Е., признан связанным с производством, подлежащим учету и регистрации  в  ООО «Джонсон Контролз Аутомотив».

В силу ст. 220 ТК РФ  государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

К числу источников трудового права по регулированию порядка возмещения вреда жизни и здоровью причиненного при исполнении  ими трудовых обязанностей, относится Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который дополняет Трудовой кодекс РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

В силу ст. 5 ФЗ «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 года N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Из материалов дела следует, что несчастный случай, происшедший с Макеевой С.Е. является страховым случаем.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

Согласно ст. 8 названного выше закона  обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией.

Представитель ГУ УРО ФСС П*** О.В. суду первой инстанции поясняла, что в Ульяновском  региональном отделении фонда социального страхования имеется учетное  дело на Макееву С.Е., согласно которому она признана пострадавшей, имеющей право  на социальное обеспечение в виде медицинской реабилитации, санаторно-курортное  лечение. Макеева С.Е.  обращалась с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, однако ею не была предоставлена  программа реабилитации, поэтому в 2009 году она не была обеспечена путевкой (л.д. 35-36).

Поскольку Макеева С.Е., находясь в трудовых отношения с ООО «Джонсон Контролз Аутомотив», была застрахована от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поэтому расходы по ее реабилитации должны возлагаться на страховщика в соответствии с  федеральным законом  «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Таким образом,  поскольку Макеева С.Е. была застрахована работодателем от несчастных случаев на производстве, то в силу ст. 8 ФЗ  от 24.07.1998 года N 125-ФЗ обязательство по предоставлению ей путевки на санаторно-курортное лечение возлагается не на работодателя, а Фонд социального страхования.

Учитывая, что, суд первой инстанции указанным обстоятельствам не дал надлежащей правовой оценки и при разрешении спора неверно применил закон, то состоявшееся решение в части взыскания денежной суммы с ООО «Джонсон Контролз Аутомотив» для приобретения путевки подлежит отмене.

Судом первой инстанции  собраны все необходимые доказательства по делу, поэтому судебная коллегия считает возможным не направляя дело на новое рассмотрение в районный суд постановить новое решение и отказать Макеевой С.Е. в иске к  ООО «Джонсон Контролз Аутомотив» о взыскании денежной суммы для приобретения путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку заявленные ею требования не основаны на законе.

В ходе судебного разбирательства Макеева С.Е. не изъявила желания заявлять требования к  ГУ УРО ФСС.

В кассационной жалобе Макеева С.Е. указывает на то, что суд необоснованно отказал в  удовлетворении заявленных ею требований к другим ответчикам по делу Шарипову А.Ф., Нугуманову Р.С., Джаксбаеву А.Т., поскольку они действовали по указанию  ООО «Джонсон Контролз Аутомотив».

Из материалов дела следует, что Макеевой С.Е. причинен вред здоровью в результате несчастного случая, связанного с производством. В соответствии с действующим законодательством вред здоровью возмещается потерпевшему через органы социального страхования, а моральный вред возмещается работодателем.

Указанные лица не могут по данному делу выступать в качестве ответчиков. Требования к ним заявлены необоснованно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 мая 2010 года в части  взыскания с Общества с ограниченной ответственностью «Джонсон Контролз Аутомотив»  в пользу Макеевой С.Н. 73080 руб. в счет стоимости  путевки за санаторно-курортное лечение отменить, вынести в этой части новое решение, по которому  в удовлетворении иска отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Макеевой Светланы Евгеньевны – без удовлетворения.

Председательствующий                          

 

Судьи