Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 22.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 18132, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-2099/2010

Судья Савкин И.В.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

22 июня  2010 года                                                                      г.Ульяновск

 

Судебная коллегия  по гражданским делам  Ульяновского областного суда  в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Булгакова Г.М., Королевой А.В.,

при секретаре Покачайло Н.Ю.

рассмотрела кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сенгилеевском районе Ульяновской области на  решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2010 года, которым постановлено:

 

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области зачесть Кирюшкину Виктору Николаевичу в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы в Вооруженных Силах СССР с 25.10.1982 года по 01.11.1984 года.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области назначить Кирюшкину Виктору Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 10 марта 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области в пользу Кирюшкина В.Н. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Кирюшкин В.Н. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Сенгилеевском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Требования мотивированы тем, что 10.03.2010 г. он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Сенгилеевском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан от 19.03.2010 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.

Считал решение комиссии незаконным. Просил обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, период службы в Вооруженных Силах СССР с 25.10.1982 по 01.11.1984 и обязать Управление Пенсионного фонда назначить ему досрочную трудовую пенсию с 10.03.2010 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Сенгигеевском районе  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, указывая, что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Необходимым условием для включения периода службы в армии в стаж для назначения льготной пенсии являлось наличие не менее 2/3 стажа в должностях и учреждениях дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных списком. Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993) истец отработал бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж. Суд неправильно истолковал Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего неконституционным п. «а» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание постановления Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

По мнению автора жалобы, период службы в вооруженных силах не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку включение такого стажа не предусмотрено действующим законодательством.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Гулящего А.Н. – представителя ГУ УПФ РФ в Сенгилеевском районе, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного Фонда РФ в Сенгилеевском районе от 19.03.2010 года) Кирюшкину В.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы. Решением комиссии признано, что Кирюшкин В.Н. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (10.03.2010) имел педагогический стаж 24 года 06 месяцев 01 день. Однако не был зачтен период срочной службы в армии с 25.10.1982 года по 01.11.1984 года

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001  N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства  от 26.05.2009 №449) утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ  в Сенгилеевском  районе Ульяновской области от 19.03.2010 года Кирюшкину В.Н. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

Из протокола заседания комиссии усматривается, что выслуга лет Кирюшкина В.Н. составляет 24 года 06 месяц 01 день. Не засчитан в специальный стаж период срочной службы в армии с 25.10.1982 года по 01.11.1984 года.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, суд на законных основаниях включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях для детей, период  службы в армии с 25.10.1982 по 01.11.1984.

В кассационной жалобе  указывается на то, что правовых оснований для включения периода службы в армии не было.

Указанные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Судебная коллегия считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 упомянутого выше Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Поскольку служба в армии включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, он имеет право на зачет указанного периода в специальный стаж для назначения ему пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Довод кассационной жалобы о том, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия  истец отработал бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительным и основанном на неправильном толковании правовых норм.

Названный нормативный акт содержал условие о том, что период службы в армии может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода службы в армии в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие Кирюшкиным В.Н. соблюдено, более 24 лет его трудового стажа приходится на работу в должности учителя, мастера производственного обучения, т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

Ссылка в кассационной жалобе на постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон судом первой инстанции применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Сенгилеевского  районного суда Ульяновской области от 24 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сенгилеевском  районе Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи