Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении по договору социального найма жилого помещения
Документ от 22.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 18119, 2-я гражданская, О предоставлении по договору социального найма жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                  Судья Елистратов А.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

22 июня 2010 года

                                  г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С.и Костенко А.П.,

с участием прокурора Логинова Д.А.,

при секретаре Высоцкой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска  на решение Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 12 мая  2010 года, которым постановлено:

 

Иск   прокурора  Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Иванова Сергея Владимировича, Иванова Александра Сергеевича, Ивановой Елены Николаевны к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска  предоставить Иванову Сергею Владимировичу на состав семьи из трёх человек: с сыном Ивановым Александром Сергеевичем, женой Ивановой Еленой Николаевной вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение в черте города Ульяновска, с соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее установленным требованиям.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

 

установила :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Иванова С.В., Иванова А.С., Ивановой Е.Н., обратился в суд с иском к мэрии  города Ульяновска о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение. В обоснование требований указал, что ***.1979 родителям Иванова С.В. в качестве служебного жилья в связи с работой в лечебном учреждении выделена квартира в виде двух комнат в здании бывшего *** по ул.Ц***, д.***, куда Иванов С.В. вселился вместе с родителями и был зарегистрирован. Впоследствии Иванов С.В. создал семью и с 1999 года вместе с женой и сыном проживает в указанном помещении.

В соответствии с решением Ульяновского облисполкома № 684 от 18.10.1984 в связи с признанием дома по адресу: г.Ульяновск, пос.***, ул. Ц***, д.*** малоприспособленным для проживания, исполнительный комитет Ульяновского Совета народных депутатов принял решение от 09.09.1986 № 878 о переселении семей из данного дома с утверждением графика очередности переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов пос.***. Согласно данному графику семьи, проживающие в указанном доме, подлежали переселению в 1987 году. Однако обязательство по переселению семьи Ивановых из дома № *** по ул.Ц*** в пос.*** г.Ульяновска до настоящего времени не исполнено.

 

Рассмотрев данный спор,  суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе  мэрия г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не дана правовая оценка заявлению мэрии о пропуске срока исковой давности. Указывает, что при вынесении решения суд не учел, что бывший Ульяновский облисполком и мэрия г.Ульяновска – органы власти разных уровней, мэрия г.Ульяновска не является правопреемником Ульяновского облисполкома, исполнение принятых на себя обязательств органа власти областного уровня не могут быть возложены на мэрию города.

Кроме того, судом не принято во внимание  постановление мэра № 1024 от 01.07.2002 года. Безосновательно применена аналогия права – ст. 87 ЖК РФ, регулирующая отношения, связанные с использованием жилых помещений, к правоотношениям сторон, так как истцы проживают в нежилом помещении.  Судом также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Вселение в помещение происходило без ведома органов власти города Ульяновска.  При этом сведения о лицах, состоявших на учете в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий, в администрацию района не передавались. Решение о выселении истцов оспаривается в надзорном порядке. Семья Иванова С.В. не вошла в число шести семей, подлежащих переселению.

Более того, решением Ленинского районного суда от 12.05.2010 на мэрию города возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение его матери - Д*** с которой  он проживал в другой комнате. Не указано судом и конкретное жилое помещение, которое подлежит предоставлению истцам. Властный акт уполномоченного органа власти о признании помещения непригодным для проживания в материалах дела отсутствует. Судом искажена позиция министерства здравоохранения Ульяновской области. Суд не учел, что Иванов С. В. является  собственником земельного участка и жилого дома № *** по ул. 1***, а Иванова Е.Н. является собственницей квартиры, расположенной по проезду К***,***.    В случае вступления обжалуемого решения в  законную силу, будут нарушены публичные интересы муниципального образования «город Ульяновск».

 

В отзыве на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области просит вынести решение на усмотрение суда.

В возражениях на кассационную жалобу ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина»  полагает доводы мэрии г. Ульяновска несостоятельными, решение суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Проверив    материалы    дела, выслушав    пояснения  представителя мэрии г. Ульяновска - Гордеева А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Иванова С.В. и Ивановой Е.Н. – Курушиной Е.Г., представителя ГУЗ «ОКПБ им. Н.М. Карамзина» - Булычевой О.Г., возражавших против удовлетворения жалобы,  заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

По делу установлено, что на основании решения профкома и администрации Ульяновской психиатрической больницы им. Н.М. Карамзина № *** от ***.1979 мать Иванова С.В. - Д*** вместе с семьей, в том числе с сыном - Ивановым С.В., в 1979 году была вселена в нежилое помещение по адресу: ул. Ц***,*** в пос. *** г. Ульяновска. Иванов С.В. зарегистрирован в помещении с ***.1979. Впоследствии Иванов С.В. зарегистрировал брак с Ивановой Е.Н., которая также проживает и зарегистрирована в нежилом помещении по ул. Ц***,***. С 1999 года в указанном помещении проживает и их сын Иванов А.С.

Здание по ул.Ц***, д.*** в пос. *** включено в реестр областного имущества и находится на балансе ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина».

 

Решением Ульяновского облисполкома №684 от 18.10.1984 года «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. Карамзина», в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м  размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. Карамзина в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно.

Действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в соответствии с вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. ***,  и предложения Набережненского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы №*** по очередности переселения, принял решение № *** «О переселении семей из домов поселка им.Карамзина», которым утвержден график переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. ***. В числе прочих значится и дом - бывшая кухня (ул.Ц***, д.***), срок переселения значится - 1987год по мере выделения жилья.

До настоящего времени переселение семей из дома № *** по ул. Ц*** не произведено, следовательно, вышеназванное решение горисполкома не исполнено.

 

Согласно ст.140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.

Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В связи с изданием Президентом РФ Указа №1617 от 09.10.1993 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления. Также  установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.

 

28.08.1995 принят Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который к вопросам местного значения относил, в том числе, и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.

 

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Согласно  ст. 52, п. 3 ст. 57 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления.  Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.

 

Проанализировав указанные правовые нормы,  суд пришел к правильному выводу о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству и по действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района). Так, ранее это были местные Советы народных депутатов, в настоящее время –  органы местного самоуправления.

 

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993 году представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.

 

Учитывая, что вышеназванное решение Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент реформирования так и не было исполнено прежними уполномоченными органами местного уровня, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов должна быть возложена на мэрию г.Ульяновска.

Более того, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 18.02.2010 по иску ГУЗ «ОКПБ им. ***» к Иванову С.В., Ивановой Е.Н., Иванову А.С. о выселении без предоставления другого жилого помещения установлено, что они сохраняют право проживания в доме №*** по ул.Ц*** в пос. *** до предоставления им другого жилого помещения и в соответствии со ст.87 ЖК РФ, примененной судом по аналогии, не могут быть выселены из признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания помещения без предоставления другого жилого помещения.

Ссылка в жалобе на обжалование указанного решения суда в порядке надзора не может быть принята во внимание, поскольку оно вступило в законную силу.

Учитывая, что на момент принятия решения Ульяновского горисполкома от 1986 года семья Д***., в том числе и её сын Иванов С.В., проживала  в нежилом помещении по ул. Ц***, ***, доводы кассационной жалобы о том, что семья Ивановых самовольно заняла комнату и не была включена в график переселения семей из нежилых помещений, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Правильность применения судом ст. 87 ЖК РФ  с учетом сложившихся правоотношений сторон не вызывает сомнения.

 

Иванов С.В. создал свою семью и продолжает проживать в нежилом помещении,  обязанность по предоставлению жилья семье матери Иванова С.В., в том числе и ему, должна была быть исполнена еще в 1987 году, однако не исполнена до настоящего времени, поэтому выводы суда о необходимости предоставления жилого помещения по договору социального найма с соблюдением  социальной нормы обеспечения жилой площадью Иванову С.В. и его семье являются правильными. 

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции обоснованно возложил на мэрию города Ульяновска обязанность по предоставлению жилья семье Иванова С.В.

Исходя  из изложенного, доводы кассационной жалобы, утверждающие об обратном, являются несостоятельными и правильность выводов суда не опровергают.

 

То обстоятельство, что постановлением мэра г.Ульяновска от 01.07.2002 отменены некоторые пункты решения горисполкома от 09.09.1986, не влечет прекращения обязанности мэрии г.Ульяновска перед Ивановым С.В. и его семьей по предоставлению жилого помещения.

Ссылка на наличие решения суда о возложении на мэрию города обязанности по предоставлению жилого помещения матери Иванова С.В. ***. не может являться основанием к отмене судебного постановления, как не имеющая правового значения для разрешения данного спора. 

 

Доводы жалобы о принадлежности жене Иванова С.В. квартиры по пр. К***,*** бездоказательны, поскольку в деле имеются справки, выданные компетентными органами об отсутствии в её собственности какого-либо жилого помещения.   Справка от ***.2010 года, выданная ОГУП «БТИ», о наличии в  собственности квартиры у гражданки Ивановой Е.Н. без указания её года рождения и других данных, позволяющих сделать вывод о принадлежности квартиры именно жене Иванова С.В.,  не может быть принята во внимание.

 

Наличие в собственности  Иванова С.В. *** долей в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью *** кв. м, в том числе жилой площадью *** кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ***, улица ***-***, дом ***, само по себе не является основанием для освобождения мэрии от исполнения обязательства по предоставлению ему и его семье жилья, однако будет учитываться при предоставлении Иванову С.В. жилого помещения по договору социального найма при исчислении площади.  

Утверждение  в жалобе о необходимости применения срока исковой давности основано на неверном толковании правовых норм.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда. 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, юридически значимые обстоятельства применены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является законным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи