УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-***/2010 Судья Чурбанова
Е.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
22 июня 2010 года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Лисовой Л.С.,
Костенко А.П.,
при секретаре
Яковлевой Т.Ю.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе Чмиля Д*** Д*** на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 14 мая 2010 года,
по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чмиля Д*** Д*** к
Военному комиссариату Ульяновской области, ФГКЭУ «Ульяновская КЭЧ
района» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании включить
в список очередников на получение жилых
помещений, в автоматизированную систему учета
«Учет» военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в число
участников программы на получение ГЖС отказать.
Заслушав судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия
установила:
Чмиль Д.Д. обратился
в суд с иском к Военному
комиссариату Ульяновской области, ФГКЭУ «Ульяновская КЭЧ района» о признании
нуждающимся в улучшении жилищных условий; об обязании включить в список
очередников на получение жилых
помещений; в автоматизированную систему учета
«Учет» военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и
нуждающихся в обеспечении жилым помещением; в число участников программы на
получение государственного жилищного сертификата (ГЖС).
В обоснование иска
указал, что в период с 1987 год по 2006
год проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. С октября 2000 года до
момента увольнения по состоянию здоровья проходил военную службу в военном
комиссариате Ульяновской области. В 2000
году они с супругой приобрели
трехкомнатную квартиру №***, расположенную по
адресу: г.Ульяновск, ул. М***, д. ***, корп. ***, общей площадью 67,5 кв. м,
которую оформили в равную долевую собственность, в том числе и на дочь.
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска ***
августа 2001 года их брак был расторгнут. В 2003 году они добровольно
произвели раздел совместно нажитого имущества, и он оформил принадлежащую
ему *** долю квартиры на жену и
несовершеннолетнюю дочь путем заключения договора купли-продажи, хотя
фактически деньги по договору не передавались.
Летом 2006 года он, представив все необходимые документы,
обратился с рапортом о признании нуждающимся в получении жилья и
включении в состав участников на получение ГЖС в связи с предстоящим досрочным
увольнением с военной службы.
Решением жилищной комиссии военного комиссариата Ульяновской
области (протокол №*** от ***) его просьба была удовлетворена. Однако в
дальнейшем ему было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных
условий со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, как умышленно ухудшившему жилищные условия.
При этом было разъяснено, что право на получение жилья у него возникнет через 5
лет.
В связи с тем, что пятилетний срок прошел, своего жилья он не имеет, зарегистрирован
при воинской части ***, полагая, что
имеет право на обеспечение жилым помещением, он (Чмиль Д.Д.) обратился в мэрию
г. Ульяновска с просьбой о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий
и постановке в очередь, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что обязанность по обеспечению жильем лежит на федеральных
органах исполнительной власти. В связи с этим он обратился в военный комиссариат
Ульяновской области с заявлением о признании
нуждающимся в получении жилья и постановке в очередь на получение жилого
помещения, на что получил ответ, что иного решения, кроме как о включении его в состав участников программы на получение
ГЖС не принималось. Однако на устное обращение к должностному лицу Ульяновской
КЭЧ ему объяснили, что в списках нуждающихся в получении жилья, списках
участников программы на получение ГЖС, в автоматизированной системе учета он не
состоит.
06 февраля 2010 года им был подан рапорт военному комиссару
ОВК на включение в состав участников программы
на получение ГЖС с приложением всех необходимых документов, с просьбой о
включении в автоматизированную систему
учета «Учет» военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся
в обеспечении жилым помещением, включении в число участников программы
выделения ГЖС, в чем ему было отказано.
Рассмотрев заявленный спор, суд, постановил решение,
приведенное выше.
В кассационной жалобе Чмиль Д.Д.не соглашается с решением
суда, считает его незаконным и
необоснованным и просит его отменить. Указывает, что суд необъективно
подошел к разрешению спора, выводы суда
не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не учел, что он оспаривал действия
КЭЧ, связанные с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных
условий. Судом не принято во внимание положения ст. 15 ФЗ «О статусе
военнослужащих», устанавливающей право на жилище граждан РФ, проходящих военную
службу по контракту, а также лиц, уволенных с военной службы. Так же суд не
учел, что в связи с принятием ФЗ от
22.08.2004 №122-ФЗ, обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы после 1
января 2005 года, осуществляется
федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального
бюджета. Ссылаясь на постановления Конституционного суда РФ, полагает, что он
как военнослужащий, прослуживший в Вооруженных Силах РФ более 10 календарных
лет, добросовестно выполнивший все возлагавшиеся на него по контракту
обязанности военной службы, уволенный с военной службы по состоянию здоровья,
по истечении установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока, вправе быть
признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и быть обеспеченным жильем
федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходил службу.
В возражениях на кассационную жалобу Военный комиссариат Ульяновской
области решение суда просит оставить без
изменения, а кассационную жалобу Чмиль Д.Д. без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ
и оценка которым даны в решении, суд первой инстанции пришел к правильному
выводу о необоснованности заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену судебного постановления.
В силу п.14 ст.15
Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым
помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной
службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на
военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и членов их семей при
перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального
бюджета на строительство и приобретение
жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
По делу установлено, что Чмиль Д.Д. приказом
командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 18
декабря 2006 года № *** был уволен в запас по состоянию здоровья (подпункт «б»
пункта 3 статьи 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». На
момент увольнения выслуга лет истца в календарном исчислении составляла 18
лет 11 мес., в льготном 22 года 7 мес.
13.12.2006 начальником Ульяновской КЭЧ истцу был дан ответ
об отказе в принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
со ссылкой на то, что он намеренно ухудшил жилищные условия, продав
принадлежащую ему долю в трехкомнатной квартире. Документы были возвращены в
военный комиссариат Ульяновской области.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением
приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны
нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых
помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных
действий.
Пунктом 28 инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ
от 15.02.2000 № *** предусмотрено, что военнослужащие
включаются в список очередников на
получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений
жилищных комиссий, оформленных протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
КЭЧ района вправе возвратить представленные списки
очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для
повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если включены
военнослужащие с нарушением жилищного законодательства.
Поскольку протокол жилищной комиссии военного комиссариата Ульяновской области ***
от 21.07.2006 в установленном порядке не был утвержден, Ульяновская КЭЧ
возвратила документы истцу без включения его в список очередников на получение жилья.
Разрешая спор, суд
первой инстанции обоснованно указал, что в случае не согласия с таким решением
истец вправе был его обжаловать, однако этим правом не воспользовался.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О статусе
военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий по нормам, установленным федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными
мероприятиями без предоставления им жилых помещений, при не желании указанных военнослужащих поучить жилые помещения по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми
помещениями по избранному месту
постоянного жительства в порядке предусмотренном пунктом 14 ст.15 настоящего
Федерального закона.
Пунктом 13 ст.15 Закона
РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие
– граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность
военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на
момент увольнения с военной службы
жилыми помещениями, не могут быть исключены без из согласия из списка
очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по
последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми
помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок
обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих – граждан,
увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Чмиль Д.Д. *** января
2007 года был исключен из списков личного состава военного комиссариата, всех
видов обеспечения. Как видно из листа беседы от ***, Чмиль Д.Д. согласился с тем,
что не имеется оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных
условий, о чем свидетельствует его подпись.
Таким образом, истец был
уволен с военной службы с его согласия без обеспечения жилым помещением.
Учитывая то
обстоятельство, что с февраля 2007 года Чмиль Д.Д. военнослужащим либо лицом,
увольняемым с военной службы, не является, при увольнении с военной службы он
не был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
соответственно суд правомерно сделал
вывод о том, что на настоящий момент оснований к признанию его нуждающимся в
улучшении жилищных условий и включению в список очередников на получение жилых помещений, в автоматизированную систему
учета «Учет» военнослужащих и граждан,
уволенных с военной службы, в число участников программы на получение ГЖС, в
порядке, определяемом Законом РФ «О статусе военнослужащих», не имеется.
Доводы кассационной жалобы
основаны на неверном толковании правовых норм и не могут повлечь отмену
судебного постановления.
В целом доводы жалобы
аналогичны доводам, которые приводились в суде первой инстанции и им дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.
Спор судом первой
инстанции разрешен при правильном применении и толковании норм материального
закона, поэтому толкование закона, приведенное в кассационной жалобе, со
ссылкой на постановления Конституционного Суда РФ не могут быть приняты во внимание,
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем
представленным доказательствам дана надлежащая юридическая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной
жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 14 мая 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Чмиля Д*** Д*** –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи