Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права на отсрочку от призыва на военную службу
Документ от 22.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 18028, 2-я гражданская, О признании права на отсрочку от призыва на военную службу, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33 - 1968 / 2010

Судья Атаманова Т.П.

 

Определение

 

22 июня 2010 года                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Колобковой О.Б.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Лопарева Е*** Ю*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 мая 2010 года, по которому суд решил:

 

В удовлетворении искового заявления Лопарева Е*** Ю*** о признании права на отсрочку от военной службы на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации, о понуждении призывной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области к предоставлению указанной отсрочки отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Лопарев Е.Ю. обратился в суд с заявлением к Военному комиссариату г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, призывной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области о признании права на отсрочку от призыва на военную службу, о понуждении к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу.

В обоснование заявленных требований указал, что 01 сентября 2004 поступил в Екатеринбургский филиал Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, в дальнейшем переименованный в Уральский институт ГП МЧС России (приказ АГПС МЧС России о зачислении и присвоении специального звания «рядовой внутренней службы» от 15 сентября 2004 года № ***), который окончил 08 августа 2007 года.

После окончания учебного заведения ему было присвоено звание лейтенант внутренней службы, и он сразу поступил на службу в Главное Управление МЧС России по Ульяновской области, где проходит службу и в настоящее время в должности начальника караула 5 ПЧ ФПС ГУ «3 ОФПС г Ульяновской области».

Решением призывной комиссии МО «Город Димитровград» от 16 апреля 2010 года он призван на военную службу. В предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ему отказано, вынесено решение о призыве его на военную службу.

В 2008 и в 2009 годах его в военкомат не вызывали, вопрос о предоставлении отсрочки не решался, он в свою очередь в военкомат предоставил справку с места службы в МЧС РФ. Полагает, что согласно Федеральному закону № 53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» ему должна быть предоставлена отсрочка от военной службы на все время прохождения службы в Главном Управлении МЧС России по Ульяновской области поскольку, предоставленная ему ранее в 2005 году отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена на весь период учебы и службы в МЧС РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Лопарев Е.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на доводы, аналогичные тем, которыми было мотивировано исковое заявление.

Кроме того, указывает, что предоставленной ему ранее в 2005 году отсрочкой от призыва на военную службу по подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в соответствии со статьей 5 ФЗ № 104 от 06 июля 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» он имеет право пользоваться до истечения срока её действия или до исчезновения оснований для её предоставления, то есть на весь период службы в органах МЧС РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Лопарева Е.Ю., а также выслушав Мурадымову А.Р., представляющую интересы призывной комиссии МО «Город Димитровград», судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Из копии личного дела призывника Лопарева Е.Ю.(л.д. 28), выписки из протокола № 7 заседания призывной комиссии МО «Город Димитровград» Ульяновской области от 28.04.2005 года (л.д. 46) следует, что решением призывной комиссии № *** от 28.04.2005 г. Лопареву Е.Ю. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на период обучения до 30.06.2007 г. на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» согласно справки учебного заведения.

Решением призывной комиссии МО «Город Димитровград» от 16 апреля 2010 года он призван на военную службу.

Отказывая Лопареву Е.Ю. в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок действия отсрочки от прохождения военной службы, предоставленный ему на период обучения, истек. Предоставление отсрочки в соответствии с  п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции ФЗ №312-ФЗ от 17.12.2009года) с 01.01.2010 г. возможно в отношении лиц, имеющих высшее профессиональное образование и специальные звания. Поскольку Лопарев Е.Ю.  имеет среднее профессиональное образование, а не высшее, судом сделан вывод, что права на предоставление отсрочки он не имеет.

Между тем с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Материалами дела установлено, что 01.09.2004 года с Лопаревым Е.Ю. был заключен контракт о службе в МЧС России, в соответствии с которым Лопарев Е.Ю. обязался служить по контракту 5 лет по окончании учебного заведения МЧС РФ. Данный контракт вступил в силу со дня зачисления в учебное заведение.

В период с 01.09.2004 г. по 08.08.2007 г. Лопарев Е.Ю. проходил обучение по очной форме в Уральском институте ГПС МЧС России по специальности «пожарная безопасность» (л.д. 36).

Приказом АГПС МЧС России № *** от 15.09.2004 года ему было присвоено  звание «рядовой внутренней службы» с 01.09.2004 года (л.д. 35).

07.07.2007 года Лопареву Е.Ю. выдан диплом о среднем профессиональном образовании.

По окончании факультета пожарной безопасности Уральского института ГПС МЧС России Лопарев Е.Ю. назначен на должность начальника караула пожарной части ГУ МЧС России по Ульяновской области с 08.08.2007 года по контракту сроком на 5 лет.

В соответствии с п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент предоставления Лопареву Е.Ю. отсрочки,  отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам:

-окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава Государственной противопожарной службы до 01.01 2005 года – на время службы в этих органах.

Из буквального прочтения данной нормы (в редакции, действовавшей в то время) следует вывод о том, что отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ предоставляется гражданам  на время прохождения службы, а не на период обучения, как указано в решении призывной комиссии от 28.04.2005 года (л.д. 46). Таким образом, при предоставлении отсрочки Лопареву Е.Ю. призывная комиссия не вправе была ограничивать срок действия этой отсрочки лишь периодом обучения Лопарева Е.Ю. в Уральском институте ГП МЧС России, а должна была предоставить отсрочку на все время службы в органах Государственной противопожарной службы.

При этом выше уже отмечалось, что специальное звание «рядовой внутренней службы» Лопареву Е.Ю. было присвоено в сентябре 2004 года, т.е. до 01.01.2005 года. Следовательно, 28.04.2005 года отсрочка от призыва на военную службу Лопареву Е.Ю., в связи с действовавшим в то время законодательством, по п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ должна быть предоставлена на срок службы, а не на срок обучения.

Статьей 2 п.5 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" подпункт "з" изложен в следующей редакции:

отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

- поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ №104-ФЗ граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Статья 5 и пункт 5 статьи 2 ФЗ РФ №104-ФЗ вступили в силу с 01 января 2008 года.

Федеральным законом РФ №312-ФЗ от 17.12.2009года, вступившим в силу с 01.01.2010года, в подпункт "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" было внесено изменение, после слов "при наличии у них" подпункт дополнен словами "высшего профессионального образования и".

Статьей  2 данного закона установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Отсрочка Лопареву Е.Ю. предоставлялась в период обучения в Уральском институте ГПС МЧС России, т.е. до 01.01.2008 года. После окончания института он назначен на должность начальника караула пожарной части ГУ МЧС России по Ульяновской области. В органах Государственной противопожарной службы Лопарев Е.Ю. работает по настоящее время, имеет специальное звание. Выше уже отмечалось, что при предоставлении отсрочки Лопареву Е.Ю. от призыва на военную службу срок действия этой отсрочки был необоснованно ограничен сроком его обучения в Уральском институте ГП МЧС России. При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше правовых норм судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для предоставления Лопареву Е.Ю. отсрочки не исчезли.

Отсутствие у Лопарева Е.Ю. высшего профессионального образования, предусмотренного действующей редакцией ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» как обязательное условие при предоставлении отсрочки, не может служить причиной отказа в удовлетворении требований истца.

Кроме того, на момент предоставления Лопареву Е.Ю. отсрочки образовательные учреждения указанных органов не обязательно должны были быть учреждениями высшего профессионального образования.

Положения ныне действовавшей нормы закона не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений в предыдущие годы.

С учетом исследования фактических обстоятельств данного дела, анализа вышеуказанных норм материального права, доводы жалобы Лопарева Е.Ю. заслуживают внимания,  исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение суда первой инстанции - отмене.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 мая 2010 года отменить.

Постановить по делу новое решение. Удовлетворить исковое заявление Лопарева Е*** Ю***. Признать за Лопаревым Е*** Ю*** право на отсрочку от прохождения военной службы на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.

 

Председательствующий

 

Судьи