Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права пользования жилым помещением (освободившейся в этой же квартире комнатой)
Документ от 13.04.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 17909, 2-я гражданская, О признании права пользования жилым помещением (освободившейся в этой же квартире комнатой), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-1194\2010                                                        Судья  Варова С.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

13 апреля 2010 года                                                                             г.Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Бабойдо И.А., Костюниной Н.В.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела  дело  по  кассационной   жалобе Назаровой О*** В*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 03 марта 2010 года,  которым суд решил:

В иске Назаровой О*** В***, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Назаровой Е*** И*** и Назарова И*** И***, к Администрации г.Димитровграда и Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о признании права пользования освободившейся комнатой площадью 13,23 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире *** отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Назарова О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Назаровой Е*** И*** и Назарова И*** И***, обратилась в суд к Администрации г.Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда с иском о признании за ней и ее детьми право пользования освободившейся комнатой в 3-х комнатной коммунальной квартире ***. Требования мотивировала тем, что она, ее дочь Е***, 1998 г.р., и сын И***, 2007 г.р., зарегистрированы и проживают в двух комнатах 3-х комнатной вышеуказанной квартиры  с 1987 года по настоящее время. Третья комната квартиры освободилась в результате выезда из неё соседки Ф*** В.А. Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере не менее 15 кв.м. на одного человека для семьи из 2-х и более человек. Жилищный отдел Администрации г. Димитровграда уведомлением от 17.08.2009 № *** отказал ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения сверх учетной нормы. Считает, что ее семья имеет преимущественное право занять освободившуюся комнату. Дети являются лицами разного пола, и разница в возрасте значительная, у них разносторонние интересы, увлечения. Ст.ст.58,59 ЖК РФ предусмотрено, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола допускается только с их согласия. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Во внесудебном порядке решить вопрос о предоставлении освободившейся комнаты не получилось.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Назарова О.В., не соглашаясь с решением, просит его отменить, указывая на то, что при рассмотрении спора судом не были учтены интересы ее несовершеннолетнего сына Назарова И.И., который жильем не обеспечен, так как занимаемые комнаты принадлежат ей и старшей дочери на праве собственности. Выкупить жилье ей не предлагали, считает, что закон позволяет ей приобрести жилье безвозмездно. Её семья имеет преимущественное право занять освободившуюся комнату, так как дети у неё являются разнополыми. Она считает, что для определения нуждаемости следует брать только размер жилой площади. Суд не учел, что занимаемые им комнаты являются смежными. Суд неправильно применил нормы жилищного права, предусматривающие порядок и основания признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Рассматривая заявленный спор, суд правомерно руководствовался нормами жилищного законодательства, регламентирующими основания и порядок закрепления за гражданами по договору социального найма освободившегося в квартире жилого помещения.

Частью 1 ст. 59 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что  освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (часть 2 статьи).

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 ст. 59 ЖК РФ. освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (часть 3 статьи).

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1-3 ст.59 ЖК РФ, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (часть 4 статьи).

Таким образом, вышеприведенной нормой закона предусмотрено, что для  закрепления освободившегося жилого помещения в квартире необходимо, чтобы претендующие на него граждане являлись как  малоимущими,  так и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Малоимущими гражданами, согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и надлежащего налогообложению (ч.2 ст.49 ЖК РФ).

В силу положений  ст. 51   ЖК   РФ      гражданам,   нуждающимся       в   жилых   помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)      являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие   в   помещении,   не   отвечающем   установленным   для   жилых помещений требованиям;

4)      являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами   семьи   нанимателя   жилого   помещения   по   договору   социального   найма  или собственниками  жилых   помещений,   членами   семьи  собственника  жилого  помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с Постановлением Администрации г.Димитровград Ульяновской области от 22.06.2006 № 1742 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Димитровград» в целях принятия малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 квадратных метров на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Отказывая Назаровой О.В. в удовлетворении требований о закреплении за её семьей комнаты, размером  13,23 кв.м в квартире по адресу ***, суд обоснованно исходил, что истица с составом семьи: она, дочь Е***,1998 г.р., сын И***, 2007 г.р., по закону нуждающимися в улучшении жилищных условий не являются.

Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что квартира по адресу: *** состоит из трех комнат, размерами 11,93 кв.м, 18,04 кв.м, 13,23 кв.м.

Общая площадь квартиры всей составляет 62,12 кв.м,  жилая площадь – 43,20 кв.м, вспомогательная – 18,92 кв м.

Комнаты размером 11,93 кв.м и 18,04 кв.м. по договору приватизации № *** от 14.06.2005 года были переданы Назаровой О.В. (ранее Солнцевой) и её дочери  Назаровой Е***, 1998 г.р. в  собственность,  каждой из них от площади всей квартиры перешло по 347\1000 долей в праве общей долевой собственности.

Произведя соответствующий расчет, суд правильно указал в обжалуемом решении, что на истицу и членов её семьи приходится по 14,37 кв.м общей жилой, из чего следует, что нуждающимися в улучшении жилищных условий они не являются и правовых оснований для удовлетворения  требований истицы у суда не имелось.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда   от 01.06.2009 г.  Назаровой О.И., действующей своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, было отказано в исковых требованиях  к Администрации г.Димитровграда и Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о признании малоимущими и нуждающимися в жилом помещении .

Суд обоснованно оставил требования Назаровой О.В. без удовлетворения.

Доводы кассационной жалобы о том, что в расчет следует брать размер жилой площади, а не общей, основаны на неправильном толковании ст. 50 ЖК РФ и Постановления Администрации г.Димитровград Ульяновской области от 22.06.2006 № 1742 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Димитровград».

Ссылка в жалобе истицы на то, что ее дети являются разнополыми и с учетом данного обстоятельства их семье должна быть закреплена третья комната в квартире, как правильно указал суд в решении, юридически значимым обстоятельством для рассматриваемого спора не является, поскольку данное обстоятельство в силу ч.1 ст. 58 ЖК РФ подлежит учету при предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Несостоятельными являются и доводы кассационной жалобы о том, что сын истицы Назаров И., 2007 г.р., не обеспечен жильем, поскольку в силу ст. 20 ГК РФ – местом жительства несовершеннолетних является место жительства их родителей.

Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность постановленного по делу решения они не влияют.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ,  судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Назаровой *** *** действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Назаровой Е*** И*** и Назарова И*** И***, – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи