Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Ульяновской области № 306-П в части
Документ от 30.04.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 17846, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

 

Дело № 3-9/2010

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

30 апреля 2010 года                                                             г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Цветковой А.С.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной Екатерины Николаевны о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 4.2 и абзаца 2 пункта 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П, в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 60-П,

 

у с т а н о в и л :

 

Ильина Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству  абзаца 2 пункта 4.2, абзаца 2 пункта 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П, в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 60-П.  При  этом она указала, что является инвалидом 2 группы и в силу состояния здоровья имеет право на установление в отношении нее патронажа. Считает, что абзац 2 пункта 4.2 Положения  противоречит ст. 35 Гражданского кодекса РФ, согласно которой назначение попечителя могут оспорить  заинтересованные лица, а не стороны, как это указано в оспариваемом абзаце. Данное указание, по её мнению, ограничивает права граждан, не являющихся сторонами правоотношений патронажа, по оспариванию решения органа о назначении или отказе в назначении помощника. Абзац 2 пункта 5.3 Положения противоречит Конституции РФ, провозглашающей принцип неприкосновенности жилища человека.

Ильина Е.Н. в суд не явилась, о дне и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Ильина Н.А.

Представитель истицы Ильин Н.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления Ильиной Е.Н., приводя доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель Правительства Ульяновской области и Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. отказать, указывая на то, что оспариваемые нормы Положения не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявительницы. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу Положения соблюден. Указывает на то, что Гражданский кодекс РФ содержит только общую норму по установлению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, специальных нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации по данному вопросу не принято. При таких обстоятельствах считает, что  Правительство Ульяновской области в силу п.п. «ж» п. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ вправе было осуществить собственное правовое регулирование и закрепить своим нормативным правовым актом детальный порядок реализации норм ГК РФ о патронаже. Абзац 2 пункта 4.2 Положения не противоречит федеральному законодательству. Позиция заявительницы основана на неверном понимании ею понятий «заинтересованные стороны» и «заинтересованные лица». В данном случае эти понятия являются равнозначными и имеют единое толкование, соответственно, понятие «заинтересованные стороны» не противоречит ст. 35 ГК РФ. Абзац 2 пункта 5.3 Положения также не противоречит федеральному законодательству, поскольку  предусмотренное данным пунктом проведение территориальным органом контрольного обследования материально-бытовых условий является формой контроля, возложенного статьей 41 ГК РФ на органы опеки и попечительства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Ильиной Е.Н. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления  или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. 

Заявительница Ильина Е.Н. оспаривает абзац 2 пункта 4.2 и абзац 2 пункта 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П, в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 60-П.

Постановление Правительства Ульяновской области № 306-П от 05 августа 2009 года  «О порядке осуществления деятельности по опеке, попечительству и патронажу на территории Ульяновской области» и постановление Правительства Ульяновской области № 60-П от 25 февраля 2010 года  «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 05.08.2009 № 306-П» приняты в соответствии с Уставом Ульяновской области, Законом Ульяновской области «О Правительстве Ульяновской области», Регламентом Правительства Ульяновской области.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области подписываются Губернатором Ульяновской области, а в его отсутствие должностным лицом, исполняющим обязанности Губернатора Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 4  и  ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее 7 дней после дня  их принятия, при этом официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

Постановление Правительства Ульяновской области № 306-П от 05 августа 2009 года подписано исполняющим обязанности Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области В.П. Козиным и  официально опубликовано в газете «Ульяновская правда» № 64 от 07 августа 2009 года.

Постановление Правительства Ульяновской области № 60-П от 25 февраля 2010 года подписано Губернатором -  Председателем Правительства Ульяновской области С.И.Морозовым и официально опубликовано в газете «Ульяновская правда» № 15 от 02 марта 2010 года.

Таким образом, процедура принятия и официального опубликования указанных нормативных правовых актов была соблюдена.

Рассматривая требования заявителя об оспаривании абзаца 2 п. 4.2, абзаца 2 п. 5.3 указанного Положения, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения,  социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование отношений по патронажу над дееспособными гражданами, о которых возник спор, осуществляется на уровне Российской Федерации ст. 41 Гражданского кодекса РФ.

Пункты 1, 2 указанной статьи определяют, что над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию  здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои  обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним  патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Иных нормативных правовых актов органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, регулирующих  вопросы установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, не принято.

Законодательным Собранием Ульяновской области был принят  Закон Ульяновской области от 05 ноября 2008 года № 178-ЗО «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области». Статьей 1 данного Закона области определено, что этот Закон определяет порядок организации деятельности, в том числе, по патронажу  на территории Ульяновской области.  В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 данного Закона Ульяновской области предусмотрено, что полномочиями по организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу наделяются в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.  Частью 3 ст. 2 данного Закона области установлено, что порядок осуществления органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий утверждается Правительством Ульяновской области.

Во исполнение указанного Закона области было принято Правительством Ульяновской области Постановление от 05 августа 2009 года № 306-П «О порядке осуществления деятельности по опеке, попечительству и патронажу на территории Ульяновской области», которым утверждено Положение о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области.

Принимая во внимание, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении РФ и субъекта РФ, суд приходит к выводу, что  Правительство Ульяновской области вправе было  осуществить правовое регулирование по вопросу определения порядка  установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами при отсутствии  нормативного правового акта на уровне Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Ульяновской области, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, действовало в рамках своей компетенции.

Оспариваемым абзацем 2 пункта 4.3  указанного Положения предусматривается, что акт территориального органа о назначении или об отказе в назначении помощника может быть оспорен заинтересованными сторонами в судебном порядке. 

Данная норма Положения не противоречит действующему законодательству. Более того, она принята в соответствии с конституционным принципом, предусмотренным статьей 46 Конституции РФ (части 1 и 2), согласно которому действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.

Доводы представителя Ильиной Е.Н. – Ильина Н.А. о том, что он усматривает противоречие данного пункта Положения статье 35 Гражданского кодекса РФ,  которая устанавливает возможность оспаривания назначения опекуна или попечителя заинтересованными лицами, а не заинтересованными сторонами, как это указано в оспариваемой норме, не могут быть приняты судом во внимание.

Суд в данном случае соглашается с позицией представителя Правительства и Губернатора Ульяновской области, считая, что  в правоотношениях по установлению патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, понятия «заинтересованные лица» и «заинтересованные стороны» являются равнозначными.

Оспариваемая норма не определяет круг лиц, которые могут оспорить акт территориального органа о назначении или об отказе в назначении помощника. Более того, ни указанным Положением, ни иным нормативным правовым актом регионального или федерального уровня такой круг лиц не обозначен. Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что в качестве заинтересованной стороны, предусмотренной оспариваемой нормой,  может выступать любое заинтересованное лицо, чьи права и свободы нарушены или созданы препятствия для осуществления им его прав и свобод

Таким образом, оснований у суда для признания оспариваемого абзаца 2 п. 4.2. Положения недействующим не имеется.

Также, по мнению суда, отсутствуют основания для  удовлетворения заявления Ильиной Е.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 60-П.

Абзацем 2 пункта 5.3  Положения установлено, что территориальный орган не реже одного раза в год проводит контрольные обследования материально-бытовых условий граждан, находящихся под патронажем. По результатам обследования составляется акт, который подписывается  гражданином, находящимся под патронажем, специалистом территориального органа, проводившим обследование, утверждается руководителем территориального органа и приобщается к личному делу гражданина, находящегося под патронажем.

В соответствии с пунктом  4 статьи 41 ГК РФ орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Ни Гражданский кодекс РФ, ни иной нормативный правовой акт федерального уровня не содержат детальное правовое регулирование вопросов осуществления  контроля органом опеки и попечительства согласно п. 4 ст. 41 ГК РФ.

В данном случае Правительством Ульяновской области оспариваемой нормой установлена форма контроля органа опеки и попечительства за исполнением помощником своих обязанностей, а именно: проведение контрольного обследования материально-бытовых условий граждан, находящихся под патронажем.  Данная форма контроля направлена на защиту личных и имущественных прав совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно их осуществлять и защищать, исполнять свои обязанности. Она не противоречит ни Гражданскому кодексу РФ, ни иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Доводы представителя Ильиной Е.Н. – Ильина Н.А. о том, что этой нормой нарушен конституционный принцип: неприкосновенность жилища человека, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании оспариваемой нормы.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Как следует из  буквального толкования оспариваемой нормы, она указывает только на обязанность проведения территориальным органом контрольного обследования материально-бытовых условий граждан, находящихся под патронажем и составления по результатам такого обследования соответствующего акта. Данная норма не предусматривает право территориального органа войти в жилое помещение гражданина, находящегося под патронажем, без его согласия. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемой нормой конституционный принцип: неприкосновенность жилища человека, не нарушается.

В силу пункта 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 253 ГПК РФ,   суд, считает необходимым отказать Ильиной Е.Н. в удовлетворении ее заявления.

Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 

Отказать Ильиной Екатерине Николаевне в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 пункта 4.2, абзаца 2 пункта 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 г. № 306-П, в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 60-П.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ульяновский областной суд.

 

Судья                                                                  О.Е. Кинчарова