Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Ульяновской области № 306-П в части
Документ от 25.02.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 17845, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                                                     Дело № 3-2/2010

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

25 февраля 2010 года                                                           г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

при секретаре Цветковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильина Николая Александровича о признании противоречащим федеральному законодательству Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П, в части,

у с т а н о в и л :

 

Ильин Н.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим статьям 35, 41 Гражданского кодекса РФ пункта 3.2. Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П (далее – Положения), предусматривающего  необходимость приложения к заявлению гражданина, желающего стать помощником, таких документов, как справки или выписки из домовой книги о регистрации заявителя и проживающих совместно с ним лиц по месту жительства;  автобиографии, справки с места работы (учебы) с кратким описанием характера работы, медицинской справки установленной формы об отсутствии заболеваний, препятствующих осуществлению обязанностей помощника; письменного согласия супруга (супруги), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи помощника на установление патронажа. Заявление мотивирует тем, что возложение оспариваемым п. 3.2 Положения на гражданина РФ, изъявившего желание стать помощником, дополнительных обязанностей по представлению перечисленных выше документов противоречит положениям ст.ст. 35, 41 Гражданского кодекса РФ, не содержащих такие требования.  Указывает на нарушение данными положениями оспариваемого нормативного правового акта его прав, как лица, изъявившего желание стать помощником своей дочери Ильиной Е.Н., страдающей психическим заболеванием и нуждающейся в установлении патронажа.

Ильин Н.А. в ходе судебного разбирательства дополнительно заявил требование о признании противоречащими федеральному законодательству п.п. 4.8, 5.1, п. 5.2 абзац 2, 5.3, 5.4 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П. 

Ильин Н.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления, указывая дополнительно следующее. Пункт 4.8 Положения противоречит ст. 36 ГК РФ, устанавливающей, что опека и попечительство осуществляются на безвозмездной основе, кроме случаев, предусмотренных законом. Никаким законом не предусмотрена возможность осуществления патронажа на возмездной основе.  Пункт 5.1 Положения не соответствует действующему законодательству, в том числе ст. 41 ГК РФ, так как данный пункт должен содержать указание на обязанность органа опеки и попечительства по оформлению  и заключению договора между помощником и лицом, нуждающимся в установлении патронажа. Абзац 2 п. 5.2 Положения, предусматривающий возможность раздельного проживания помощника с гражданином при условии, что это предусмотрено договором, противоречит Жилищному кодексу РФ и ограничивает его право на выбор места жительства. Пункт 5.3 Положения  противоречит положениям ГК РФ, обязывающим органы опеки и попечительства осуществлять контроль. По его мнению, данный пункт должен конкретно установить, каким образом и в какие сроки должен осуществляться контроль органом опеки и попечительства. Пункт 5.4 Положения противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, поскольку не содержит детальный порядок расторжения договора, заключенного помощником с лицом, нуждающимся в патронаже.

Представитель Правительства Ульяновской области Сергеева Е.И. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Ильина Н.А. отказать, указывая на то, что оспариваемые нормы Положения не противоречит федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу Положения соблюден. Оспариваемое Постановление было подписано исполняющим обязанности Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области В.П.Козиным и официально опубликовано в газете «Ульяновская правда» № 64 от 07.08.2009. Указывает на то, что Гражданский кодекс РФ содержит только общую норму по установлению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, специальных нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации по данному вопросу не принято. При таких обстоятельствах считает, что  Правительство Ульяновской области в силу п.п. «ж» п. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ вправе было осуществить собственное правовое регулирование и закрепить своим нормативным правовым актом детальный порядок реализации норм ГК РФ о патронаже. Также  указывает на то, что установление оспариваемой нормой перечня документов, необходимых для подачи гражданину, желающему стать помощником, осуществлено Правительством области в рамках его компетенции и является обоснованным, направленным на защиту личных и имущественных прав совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно их осуществлять и защищать, исполнять свои обязанности.  Пункт 4.8 Положения не противоречит ст. 36 ГК РФ, так как данная статья не регулирует правоотношения, возникающие в связи с установлением патронажа. Более того, данный пункт не обязывает патронируемого оплачивать патронаж, а предусматривает лишь такую возможность, определяемую сторонами по обоюдной договоренности, то есть он не нарушает прав заявителя. Пункт 5.1 Положения не противоречит статье 41 ГК РФ, поскольку повторяет норму пункта 3 ст. 41 ГК РФ. Орган опеки и попечительства не вправе оформлять договоры между помощником и патронируемым, поскольку это противоречит ст.ст.420, 421 ГК РФ, в силу которых стороны свободны в заключении договоров и условия договора определяются по усмотрению сторон.  Абзац 2 п. 5.2 Положения не нарушает права заявителя, поскольку последний проживает совместно со своей дочерью, нуждающейся в установлении патронажа. Более того, на подписи у Губернатора области находится постановление Правительства области о внесении изменений в оспариваемое Положение, согласно которому п. 5.2 исключен. Пункт 5.3 не противоречит Гражданскому кодексу РФ, в том числе и ч. 4 ст. 41 ГК РФ, устанавливающей, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль над исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей.  Пункт 5.4 Положения полностью соответствует ст. 41 ГК РФ. Оснований указывать в данном пункте порядок расторжения договора не имеется, поскольку основания, порядок и последствия расторжения договора детально регламентированы нормами главы 29 ГК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Ильина Н.А. подлежащим удовлетворению в части признания противоречащим   федеральному законодательству п. 5.2 абзац 2 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления  или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. 

Заявитель Ильин Н.А. оспаривает п.п. 3.2, 4.8, 5.1, абзац 2 п. 5.2, 5.3, 5.4 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П.

Постановление Правительства Ульяновской области № 306-П от 05 августа 2009 года  «О порядке осуществления деятельности по опеке, попечительству и патронажу на территории Ульяновской области» принято в соответствии с Уставом Ульяновской области, Законом Ульяновской области «О Правительстве Ульяновской области», Регламентом Правительства Ульяновской области.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области подписываются Губернатором Ульяновской области, а в его отсутствие должностным лицом, исполняющим обязанности Губернатора Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 4  и  ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее 7 дней после дня  их принятия, при этом официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

Постановление Правительства Ульяновской области № 306-П от 05 августа 2009 года подписано исполняющим обязанности Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области В.П. Козиным и  официально опубликовано в газете «Ульяновская правда» № 64 от 07 августа 2009 года.

Таким образом, процедура принятия и официального опубликования нормативного правового акта была также соблюдена.

Рассматривая требования заявителя об оспаривании п.п.3.2, 4.8, 5.1. абзац 2 п. 5.2, 5.3, 5.4 указанного Положения, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения,  социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование отношений по патронажу над дееспособными гражданами, о которых возник спор, осуществляется на уровне Российской Федерации ст. 41 Гражданского кодекса РФ.

Пункты 1, 2 указанной статьи определяют, что над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию  здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои  обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним  патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Иных нормативных правовых актов органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, регулирующих  вопросы установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, не принято.

Законодательным Собранием Ульяновской области был принят  Закон Ульяновской области от 05 ноября 2008 года № 178-ЗО «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области». Статьей 1 данного Закона области определено, что этот Закон определяет порядок организации деятельности, в том числе, по патронажу  на территории Ульяновской области.  В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 данного Закона Ульяновской области предусмотрено, что полномочиями по организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу наделяются в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.  Частью 3 ст. 2 данного Закона области установлено, что порядок осуществления органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий утверждается Правительством Ульяновской области.

Во исполнение указанного Закона области было принято Правительством Ульяновской области Постановление от 05 августа 2009 года № 306-П «О порядке осуществления деятельности по опеке, попечительству и патронажу на территории Ульяновской области», которым утверждено Положение о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области.

Принимая во внимание, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении РФ и субъекта РФ, суд приходит к выводу, что  Правительство Ульяновской области вправе было  осуществить правовое регулирование по вопросу определения порядка  установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами при отсутствии  нормативного правового акта на уровне Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Ульяновской области, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, действовало в рамках своей компетенции.

Оспариваемым пунктом 3.2  указанного Положения предусматривается  необходимость приложения к заявлению гражданина, желающего стать помощником, таких документов, как справки или выписки из домовой книги о регистрации заявителя и проживающих совместно с ним лиц по месту жительства;  автобиографии, справки с места работы (учебы) с кратким описанием характера работы, медицинской справки установленной формы об отсутствии заболеваний, препятствующих осуществлению обязанностей помощника; письменного согласия супруга (супруги), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи помощника на установление патронажа.

Исходя из анализа содержания статьи 41 Гражданского кодекса РФ, и оспариваемого п. 3.2 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 года № 306-П следует, что данный пункт Положения не противоречит статье 41 Гражданского кодекса РФ, которая  содержит общую норму, предусматривающую возможность установления патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами. Положение о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, в том числе и его п. 3.2, фактически определяет детальный порядок реализации положений статьи 41 ГК РФ.

Оснований у суда для признания оспариваемого п. 3.2. Положения недействующим не имеется.

Ссылка заявителя  на то, что оспариваемый им пункт Положения противоречит также положениям ст. 35 Гражданского кодекса РФ, является несостоятельной, поскольку указанная статья  не регулирует правоотношения по установлению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами.

Также, по мнению суда, отсутствуют основания для  удовлетворения заявления Ильина Н.А. о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 4.8, 5.1, 5.3, 5.4 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области.

Пунктом 4.8 Положения предусмотрено, что патронаж может осуществляться как на безвозмездной основе, так и оплачиваться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов.

Согласно п. 5.1 Положения права и обязанности помощника определяются Гражданским кодексом Российской Федерации. Помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора (далее – договор).

Пунктом 5.3 Положения предусмотрено, что помощник подотчетен и подконтролен территориальному органу, его назначившему.

Согласно п. 5.4 Положения территориальный орган извещает гражданина, находящегося под патронажем, о допущенных помощником нарушениях, которые могут служить основанием для расторжения заключенного между ними договора.

Анализ приведенных пунктов Положения и их сопоставление с положениями Гражданского кодекса РФ дают основание суду сделать вывод о том, что оспариваемые правовые нормы не противоречат действующему законодательству.

Довод Ильина Н.А. о том, что п. 4.8 Положения противоречит ст. 36 ГК РФ, является несостоятельным, поскольку  указанная статья не регулирует правоотношения по патронажу над дееспособными гражданами.

Как следует из смысла ст. 41 ГК РФ, патронаж – это есть самостоятельный правовой способ помощи дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут сами осуществлять, защищать свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. При этом действия помощника при осуществлении патронажа определяются волей дееспособного совершеннолетнего гражданина, находящегося под патронажем. Отношения между помощником и гражданином, находящимся под патронажем, определяются либо договором поручения, либо договором доверительного управления, заключаемым между ними. При таких обстоятельствах, принимая во внимание принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ),  его стороны вправе самостоятельно определить в договоре условие о его возмездности, либо осуществлении помощником деятельности по патронажу на безвозмездной основе.

Приведенные пункты 5.1, 5.4 Положения не противоречат  ни Гражданскому кодексу РФ, ни иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Более того, данные пункты воспроизводят положения пунктов 3  и 4 статьи 41 ГК РФ.

Пункт 5.3 Положения о подконтрольности помощника территориальному органу, его назначившему, корреспондирует положениям пункта  4 статьи 41 ГК РФ, определяющего, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей, и соответственно, не противоречит данной правовой норме.

Доводы Ильина Н.А., которые фактически сводятся к его несогласию с указанным изложением п.п. 5.1, 5.3, 5.4 и необходимостью их дополнения, не могут являться основанием для удовлетворения его заявления о признании противоречащими федеральному законодательству  пунктов Положения.

В силу пункта 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 253 ГПК РФ,   суд, считает необходимым отказать Ильину Н.А. в удовлетворении его заявления о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 3.2, 4.8, 5.1, 5.3, 5.4 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 г. № 306-П.

Однако, суд находит подлежащим удовлетворению требование Ильина Н.А. о  признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 5.2 Положения по следующим основаниям.

Указанным абзацем 2  пункта 5.2 Положения предусмотрено, что раздельное проживание помощника с гражданином, находящимся под патронажем, допускается при условии, что это предусмотрено договором. Таким образом, из смысла данного пункта следует, что помощник и лицо, находящееся под патронажем, обязаны проживать совместно, если они иное не оговорят в договоре.

Суд считает, что абзац 2 пункта 5.2 Положения в приведенном изложении фактически является ограничением права на выбор места жительства для помощника и лица, находящегося под опекой.

Данная норма противоречит ст. 27 Конституции РФ и ч.ч.1,2 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», провозглашающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и предусматривающим возможность ограничения данного права только на основании закона.  Как следует из содержания ч. 3 ст. 55 и п. «в» ст. 71  Конституции РФ   под законом, ограничивающим данное право, следует понимать исключительно федеральный закон.

Однако ни статья 41 ГК РФ, ни какая-либо иная норма федерального законодательства не предусматривают  такого ограничения, то есть обязательности совместного проживания помощника и лица, находящегося под патронажем.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемый акт применяется на территории Ульяновской области, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, считает необходимым признать недействующим абзац 2 пункта 5.2 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 г. № 306-П, с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании приведенных положений ст. 98 ГПК РФ с Правительства Ульяновской области подлежат взысканию в пользу Ильина Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей. 

Руководствуясь ст.ст. 253, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 

Признать недействующим абзац 2 пункта 5.2 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 г. № 306-П, с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении заявления Ильина Николая Александровича о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 3.2, 4.8, 5.1, 5.3, 5.4 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 05 августа 2009 г. № 306-П, отказать.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Ильина Николая Александровича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ульяновский областной суд.

 

Судья                                                                  О.Е.Кинчарова